пятница, 23 декабря 2011 г.

Situation as a form of learning


Ситуация как форма обучения

Ситуация современных вузов характерна тем, что при выходе студента из вуза оказывается что он не подготовлен к работе. Из опроса студентов, которые учились в  СФУЭ, 5 из 40 работают по профессии, которая близка к их специальности, а остальные работают по другим специальностям. Появилось такое выражение - «студент начинает учиться тогда, когда приходит на работу». Возникает вопрос, что он делает во время обучения в ВУЗе, если настоящее обучение начинается только на работе? В чем же проблема?
Что бы понять проблему для сравнения можно рассмотреть систему обучение в США, т.к. там из ВУЗа выходят специалисты, которым переобучаться нет необходимости. Почему же у них нет необходимости переобучаться, а у нас есть. В США студентов в ВУЗе учат реагировать и вести себя определенным образом в определенных ситуациях, т.е. их обучение ситуационное, их учат тем ситуациям, которые у них возникают в жизни, эти ситуации известны и становятся обстановкой. На Украине эти ситуации не известны, поэтому у преподавателей возможности обучать реагировать в них студентов – нет. Таким образом что же есть ситуация и чем она отличается от обстановки?
Ситуация – это нечто не определенное. Когда человек в нее попадает, то начинает как-то нормировать, ставить рамки, и она превращается в обстановку. Т.О. обстановка – это нечто известное, пронормированное. Ситуацией можно назвать неопределенную обстановку. Если в первом случае человек не знает, что делать, то во втором ему уже все ясно. Получается, что в США в жизни обстановка, а в образовании ситуации. На Украине наоборот, в жизни одни ситуации, а в образовании обстановки. Поэтому и получается, что студенты не могут действовать в жизни и начинают переобучаться по ситуациям, которые слаживаются в процессе работы. Т.е. такое обучение как в США на Украине невозможно.
Что бы ни возникло момента переобучения необходимо создавать ситуации в ВУЗе. Но какие же ситуации создавать. Проблема заключается в том, что в США преподаватели точно знают, что за ситуации ждут студентов, а мы нет. Поэтому возможно, что главный упор должен делаться не на информацию, ее запоминание, а на развитие  способностей у студентов: способности обставлять вокруг себя, т.е. из ситуации делать обстановку, каким-то образом нормировать ее.
При помощи этой способности студент сможет нормировать не только предмет, но и жизнь. Но у нас в обучении создана обстановка и это лишает нас права развивать в себе эту способность. Тогда возникает сведущий момент. Ситуации может задавать либо преподаватель, либо студент. Т.к. я студент, то не могу говорить с иной позиции. И дальше буду рассматривать то, как студент может создавать эти ситуации на занятиях. Я еще не знаю, каким образом и что это будут за ситуации, но критерии для них нужно ввести:
1.      Предметность. Т.е. ситуация создается по конкретному учебному  предмету.
2.      Осмысленность. На информированности об учебном предмете (студента).
3.      Совместность. Совместное нахождения в ситуации преподавателя и студента.
Т.е. получается, если в США главный упор делается на знания о ситуации, то нам нужно делать упор на способностях, которые она развивает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий