пятница, 23 декабря 2011 г.

The procedure and the value igrotehnika.


 Процедура  и значение игротехника.

В жизни мы часто сталкиваемся с процедурами, куда только не посмотришь: приятель спрашивает «Как дела?», а ты отвечаешь, что все хорошо, или преподаватель  (учитель) задает уже давно привычный вопрос, шеф просит принести отчет о проделанной работе и так далее. Процедура – это то, что, возможно, делаешь каждый день, и эти процедуры не нуждаются вроде бы в осмыслении их. Действительно ли товарищу интересны мои дела или он это спрашивает потому, что должен спросить? А преподаватель он ведь знает ответ на вопрос, который знает. Разве ему это интересно? Шефу совсем не хочется видеть твой отчет, ему приятней было бы посидеть поговорить, о чем-либо не связанным с работой у него эта работа уже давно в печенках сидит. Мы часто делаем то что «должны» делать и совсем об этом не задумываемся – это и является процедурой. Что самое ужасное эти процедуры в каком-то смысле программируют нашу жизнь. Ты знаешь, что с преподавателем нельзя спорить потому, что он «всегда прав». Или вот такая процедура, что мужчина в своей жизни должен сделать три вещи: построить дом, посадить дерево, вырастить сына. А что дальше? Разве эти три действия отличают мужчину от женщины? Может быть, настоящему мужчине стоит сделать другие вещи как: убить «дракона», построить «замок» и управлять замком так, чтобы вокруг этого замка появились еще замки.
Как человек, понимающий, что такое процедура действий я зачастую пытаюсь изменить саму процедуру или хотя бы ее дополнить. Дело в том, что с одной стороны процедура – это процедура ее просто должны выполнять. С другой стороны недостаток процедуры в том, что она не обсуждается и не проектируется как нечто идеальное, в некоторую логическую цепочку. В жизни часто цепочка построить дом, вырастить сына, посадить дерево не идут в строгой последовательности у кого-то, получается, сначала воспитать сына, а потом все остальное. Кто-то посадил дерево, а потом все остальное. Мы не способны даже делать процедуру в определенной последовательности. Тогда и появляется первичный смысл игротехника, как человека, который способного работать с процедурами. Работать значит, их критиковать, корректировать, дополнять, проектировать, доводить до некоторого идеального состояния. Процедура должна обсуждаться. Причем игротехник работает  сам, а в группе или с коллективом, ведь процедуры – это явление общественное, поэтому любое изменение в процедуре должно обсуждаться, так как последствия изменения будут влиять на всех. Переход от процедуры к проектируемой деятельности достигается за счет игровой ситуации. Где игровая ситуация возможна путем задавания рефлексивных вопросов. Например, если спрашивают: «Как дела?», а ты в ответ отвечаешь: «Почему тебя мои дела интересуют?». Рефлексивным вопросом можно назвать тот вопрос, который заставил человека, остановиться, и подумать над своим действием. С другой стороны игровая ситуация потому, что именно в игре проявляется настоящее творчество, проблемы, трудности. Игра в некотором смысле является имитацией жизни, причем не важно какой будь она прошлой, настоящей или будущей.
Второй смысл игротехника заключается в том, что он задает не только рефлексивные вопросы, но и работает с группой людей, в одном коллективе. Задавая рефлексивные вопросы, игротехник несет ответственность за то, чтобы в группе был предмет разговора, были процессы коммуникации, понимания, не понимания, рефлексии. Все что происходит в группе должно содержательно оформляться в схемы, тезисы. Но самая главная задача игротехника – это то, чтобы на рефлексивный вопрос постарались ответить искренно по отношению к себе и другим, потому, что искренность заставляет человека открыться другим, а значит выйти на другой тип отношений не процедурный. Искренность позволяет посмотреть на себя со стороны по-другому, по-иному. Замена процедуры на открытый тип отношений ведет к пониманию друг друга, осознание роли каждого и видения притязаний других, возможно и появлению совместной деятельности, тогда как в условиях процедуры это почти не возможно мы видим только себя и процедуру, а ведь процедура она-то общая. Роль игротехника в данном случае заключается в переходе от процедуры к их рефлексии, получению нового понимания или знаний и как следствие новое совместное действие по отношению к одному предмету (бывшей процедуре). Конечно, будет вполне закономерный вопрос: «А зачем из процедуры делать что-то не понятное? Или зачем придумывать заново велосипед?». Ответ на этот вопрос очень прост, что таким образом происходит развитие. Например, развитие отношений с учителем, преподавателем, шефом. Друг, в конце концов, стал спрашивать «Как дела?» по – другому или вообще перестал спрашивать, а сразу переходит к делу. Дело в том, что, переходя от процедуры, к открытым отношениям мы совместно конструируем то, что хотим видеть и какими хотим быть. Это и есть некоторое квазипонимание что такое игротехник и чем он занимается.

Комментариев нет:

Отправить комментарий