понедельник, 26 декабря 2011 г.

religion and Aboriginal Australia


 
религия и Аборигены Австралии  


Первые европейцы, наблюдавшие за австралийскими аборигенами, думали, что у них нет религии. В действительности духовные верования являются основой их повседневной жизни и социальных отношений.

В начале освоения Австралии европейцами, на континенте насчитывалось около 300 000 аборигенов, принадлежавших примерно к 270 языковым группам. Мифы передавались от одного региона к другому, и все группы придерживались общего взгляда на строение мира, хотя их верования и обряды могли сильно отличаться. Например, хотя ни в одной из групп не было веры в Верховного Бога, все же можно обнаружить несколько особо почитаемых духовных созданий, таких как Ванджина, чье изображение встречается в пещерных рисунках на северо-западе страны, или Байяме, который упоминается во многих легендах, пришедших с юго-востока. В других регионах предпочтение не отдавалось ни одному из духовных созданий, но всем было известно, что мир должен быть результатом творения. На западе и в центральных районах основным обрядом посвящения было обрезание, но это не распространилось на восток.

Время снов

Вместо того чтобы обратить взгляд в будущее — на жизнь после смерти,— аборигены смотрят назад, в эпоху, известную как "время снов". В этот период земля обретала свою настоящую форму. Прародители, такие как мужчины-кенгуру, мужчины-эму, мужчины-смоковницы и женщины-птицы, пришли на землю. Они охотились, сражались, женились, смеялись и устраивали праздники. Следы их ног и результаты поступков превратились в холмы, водоемы, деревья, пещеры, звезды и другие черты ландшафта. Центральное место в этих легендах уделяется тотемным участкам, имеющим отношение к конкретным кланам. Считается, что эти кланы являются прямыми потомками прародителей. Старик может показать на скалу, которой стал мужчина-смоковница, и сказать: "Это мой дед". Клановые группы отвечают за состояние тотемных участков, сохранение легенд и проведение обрядов. Важнейшие участки считаются священными, и посещать их могут только мужчины. На другие допускаются женщины и дети. Действия прародителей в эпоху "времени снов" стали эталоном поведения для людей. Моральные правила также приведены в соответствие с этими традициями.

Следы прародителей

В некоторых языках аборигенов одно и то же слово обозначает понятие "время снов" и легенды, связанные с событиями той эпохи. Эти легенды отражают кочевой образ жизни племен. Вся округа испещрена легендарными следами прародителей. Рассказы о их путешествиях и деяниях прошли сквозь поколения в виде песенных циклов, исполняемых в сложных ритмах. К этим мифам тоже относятся, как к легендам.

У аборигенов не было жрецов, и каждый мог принять участие в церемониях, но предпочтение отдавалось старикам, искусным в исполнении легенд и песен. Они же следили за специальными досками или камнями, на которых были нацарапаны иллюстрации к основным моментам легенд. Их прятали в пещерах и доставали по случаю праздников, чтобы вспомнить забытое и научить молодых.

Символические рисунки краской на стенах пещер служили для этой же цели. Места церемоний, доски, камни и некоторые песенные циклы считались священными, и видеть или слышать их могли только мужчины. В то же время во многих группах проводились тайные женские церемонии, на которые мужчины не допускались.

Корробори

События "времени снов" разыгрываются в церемониях, обычно называемых "корробори". Они состоят из танцев под аккомпанемент исполняемого песенного цикла. Важной частью подготовки к представлению является раскраска тела и приготовление площадки. Некоторые корробори могут видеть все члены группы, остальные предназначены только для мужчин. Женщины имеют свои собственные песни и танцы, связанные с культами плодородия и ролью жены и матери.

Некоторые из церемоний связаны с обрядами посвящения, например, абориген мужского пола становится мужчиной не после наступления определенного возраста, а только после проведения специальных обрядов, таких как обрезание. С этого момента молодого мужчину начинают вводить в курс таинств священной жизни мужчин, обучать легендам и песням, показывать священные доски и участки. Юноша, проходящий обряд посвящения, сам считается священным. Мужчина, который нанесет ему рану, обязан будет представить ему жену из своей семьи.

Добывание пищи

Существует ряд церемоний, известных как обряды умножения. Аборигены, ведущие жизнь охотников и собирателей, не имели такой возможности прямого контроля над количеством добываемой пищи, как скотоводство или земледелие. Они пытались хотя бы частично решить эту задачу путем проведения обрядов, направленных на умножение какого-нибудь конкретного вида пищи или чтобы вызывать цождь. Применялись разные способы: шлифование священного камня или натирание его красной охрой, уборка тотемного участка, окропление кровью из вены священного камня или доски, или исполнение особых песен и танцев.


Комментариев нет:

Отправить комментарий