вторник, 27 декабря 2011 г.

японский буддизм 3 часть


Вот на таком фоне представьте себе, что такое буддизм и когда он попал в Японию. И какую он роль там мог сыграть и сыграл. Официально дата заимствования буддизма, по некоему традиционному соглашению, опирающемуся на летописи, мифы и т.д., - это 552 год, или 13-й год правления императора Киммэя (по другой версии - 538 год). Из корейского государства Пэкче тогда прибыли послы с дарами в виде мандал, сутр, священных изображений и книг. Историки культуры полагают, что стихийный процесс проникновения буддийской культуры начался на несколько веков раньше, с периода Яёй. Тогда закончился каменный век в Японии и начался век металла (с III до н.э. по III век н.э.). Из-за огромных волнений, возникших на материке, через Корею и Южный Китай волна беженцев хлынула в Японию. Японская культура до этих процессов, судя по всему, строилась на примитивном, присваивающем типе хозяйства (собирательство, охота). Эти переселенцы принесли с собой в японскую культуру производящий тип культуры. Рисосеяние, керамику с более высоким обжигом и другие виды деятельности принесли эти люди. Но пришло вместе с ними и новое мировоззрение. Что такое мировоззрение земледельца, в отличие от мировоззрения охотника? У земледельца более упорядоченное пространственно-временное восприятие. У охотника время течет неравномерно, потому что когда преследуешь зверя, время сжимается. Когда племя находится в состоянии покоя после трапезы, время течет по-другому. Временные тропинки здесь вообще очень запутанны. В охотничьих мифах многих народов мира человек может встретиться сам с собой в другой временной ипостаси. Для нас это уже чисто фантастический сюжет. У земледельца же время круговое: упорядоченное чередование четырех сезонов. Появляется представление о центре и периферии. Ведь при обрабатывании поля нужно учитывать, что у него существуют границы, что есть чужое пространство, есть свое и т.д. Вырабатывается иерархия пространства и времени. Начинает вырабатываться и социальная иерархия внутри общества. После периода Яёй в Японии складывается первая государственная структура, в основном опирающаяся на родоплеменные отношения (IV-VI вв., период курганов, как говорят историки, или период Ямато). Но уже в конце этого периода стало ясно, что это анахронизм, что необходима классовая система отношений. И тогда образцом становится Китай - развитая цивилизация, с многовековым опытом государственного устройства, с письменностью, которой у японцев к этому времени еще не было (хотя они иногда утверждают, что какие-то образчики или попытки символического письма были, но это пока гипотезы, не нашедшие строго подтверждения).
В середине VII века происходит стремительная китаизация японского государства. Происходит строительство абсолютной монархии, вертикали власти. Принцип родовых отношений сменяется принципом сословной иерархии. Это требовало нового, более прогрессивного мировоззрения. Девиз правления императора Тэмму означает "небесное воинство", ибо он опирался на синтоистскую традицию. Однажды он пригласил к себе чиновников и заявил, что положение, при котором каждая семья имеет собственную версию всеобщей истории, более не терпимо. Нужно все собрать воедино, создать одну вертикаль власти. Так появился на свет унифицированный историко-мифологический свод "Кодзики". Но и в нем уже заметны СЛЕДЫ ВЛИЯНИЯ БУДДИЗМА. Мы видим, что в первых японских государственных памятниках, возникших после 645 года, неразрывно переплетены синтоистская картина мира (традиционная, мифологическая) с буддийской, а также - с конфуцианской. Но именно под влиянием буддизма в сознании японцев возникли такие вещи как представление об уже не круговом, а векторно-историческом времени. И, соответственно, возник вопрос о смысле личного бытия. Внутри вечного семейно-родового круга личностное существование не актуально, там все возвращается на круги своя, там есть ощущение "не я, а мы", и видно, как это "мы" себя воспроизводит в новом поколении и ощущает себя вполне гармонично. Когда возникает вектор, он порождает вопрос о начале и конце, о том, откуда все и куда? И начинает зарождаться историческое сознание. Сразу же, одновременно с этим, японцы озабочиваются созданием летописей. Рядом с записями мифов "Кодзики" возникает уже более наукообразная, с попыткой собрать разные исторические версии, летопись "Нихонги". Это уже внешнеполитический документ, построенный по образчикам китайской историографии с ее очень развитым историческим сознанием. Буддизм начинает насаждаться сверху.
Интересные вещи происходили и происходят в отношении взаимодействия культуры, искусства и религии. Из истории культуры мы видим, что господствующие классы в течение довольно долгого времени, а в некоторых культурах - на удивление долго, не делились своим эзотерическим, религиозным знанием с массами. Это был продукт эксклюзивного, элитарного пользования. Только потом массы стали допускаться к этому. В Японии такой "массовый" буддизм возник далеко не сразу. Сначала он был достоянием группы элиты. В России один из первых поборников христианства - князь Владимир Киевский. В Японии приход буддизма связывают с именем императора Сёму. Да и происходило это приблизительно в одно и то же время. И причины были сходными. Сознание созрело до необходимости интегрированной, цельной картины мира. Возникает вопрос: а если бы не буддизм? Если бы к Японии оказалась поближе христианская культура? Какой бы страной была Япония? Видит Бог, не знаю. Но я думаю, что все равно не такой, как у нас. Потому что мировоззренческий японский синкретизм существовал тогда и существует сейчас. И он все равно многое определяет. Дело в том, что японцы - не аборигены своих островов. Они поселились там около десяти тысяч лет до н.э. Аборигенов они оттуда выжили. От южных аборигенов остались лишь сказания, от северных - осколки айнского этноса.
Итак, буддизм вначале насаждается сверху. По всей стране возникают мужские и женские монастыри, создается государственная система экзаменов для монахов, которые, по решению государственных цензоров и инспекторов, получают приходы, более или менее близкие к столице или отдаленные от нее. Но одновременно начинается стихийное движение снизу. Кто первым откликнулся на буддизм не в государственном, а в культурном смысле? Отклик случился сразу с двух сторон: от элиты и от низов общества. Элита отреагировала интеллектуально. В эпоху Нара возникло шесть теоретических школ буддизма. Первая - Кэгон, по-китайски - Хуаянь ("величие цветка", поскольку в основе лежит "Сутра о величии цветка"). Вторая школа - Хоссо (кит. Фасян, основана на учении индийского философа Васубандху "йогачара", суть которой - сознание как основной источник бытия). Третья школа - Санрон (Саньлун, учение Нагарджуны "шуньявада" - об абсолютной пустоте, отрицающей даже само понятие пустоты, что беспредметно для дискурсивного сознания. В этой пустоте все содержится как возможность, потенция). Четвертая школа - Рицу (кит. Люй, санскр. Виная), утверждающая, что главное заключается в хранении заповедей. Храните чистый образ жизни, заповеданный Буддой, и все остальное приложится. Пятая школа - Куся (кит. Цзюйшэ, основана на философском разделе Трипитаки - Абхидхарма Коша). Шестая школа - Дзёдзицу (кит. Чэнши, подраздел школы Санрон, продержалась недолго). До сегодняшнего дня сохранились лишь три школы: Кэгон, Хоссо и Риццу. Но нужно сказать, что все шесть нарских школ были научно-философскими - своеобразными кафедрами теоретического буддизма. Это подтверждается еще и тем, что не было разделения, один и тот же человек обычно занимался двумя-тремя этими учениями. Но это все в готовом виде родилось не на японской почве.
Две конфессии японского происхождения (хотя и они имели китайскую основу), возникли в период Хэйан, а точнее - в самом начале IX века. Это школа Тэндай, которую основал монах Сайтё, и Сингон, созданная Кукаем. Чем эти два учения отличаются друг от друга? В основе своей они, в общем, едины и соответствуют тому этапу развития японского буддизма, на котором он находился в начале IX века. Сайтё и Кукай - современники. Они прибыли в Китае с одним и тем же посольством, хотя и на разных кораблях. Пробыли они в Китае год-полтора, а затем вернулись в Японию и основали свои школы. Они соперничали при императорском дворе за власть, за влияние на императора, проводили оккультные моления о дожде, урожае, здоровье монарха и т.д. На этом этапе буддизм еще очень тесно связан с магией, т.к. японское сознание того времени требовало непосредственной практической действенности религиозного акта. Между прочим, именно с этого времени (эпохи Хэйан) народ начал откликаться на оккультно-магическую часть буддизма, в особенности школы Сингон. Монахи этой школы начали ходить по стране, занимаясь благотворительностью. Они строили больницы, приюты для бездомных, Кукай даже пытался создать первый сословный университет, правда с его смертью эта идея заглохла. Не случайно в народе возникла богатая фольклорная традиция сингоновской тематики о "мудрецах с горы Коя" (Коя-но хидзири) рассказывали, что они умеют летать, становиться невидимыми, открывать источники святой воды и т.д. Этого нельзя сказать о Тэндай. У них была другая сильная сторона - сосредоточенность на духовном аспекте и воспитание аскетической строгости, цельности монастырской жизни. Именно поэтому, когда наступило японское культурное средневековье (с XIII века), школа Тэндай сыграла большую роль в буддизме, чем школа Сингон. А вот Сингон больше повлияла на культуру в целом - науку, искусство и т.д. Кукай был образованнейшим человеком своего времени. Знал несколько языков. Его ученики изучали санскрит. Его считают создателем азбуки кана, хотя это, скорее, легенда, чем правда. Он знал китайский язык как свой родной. Сохранились его блестящие стихи и проза на китайском. Времена расцвета школ Сингон и Тэндай - период расцвета аристократического буддизма. Что нужно было аристократии от буддизма? Во-первых, они высоко ценили интеллектуальное начало в буддизме. В японской истории культуры насчитывают четырех великих философов. Первый - Сётоку-тайси, принц-регент VII века, которому приписывают "Комментарии к трем сутрам". Сохранились лишь отрывки. Второй философ - Кукай, основатель Сингон. Сохранилось несколько его законченных выдающихся сочинений. Например, "Десять ступеней тайного сознания". Здесь он выстраивает все десять известных ему философских учений по восходящей, к философии Сингон, которую он считает высшей, конечной фазой знания. Третий - дзэнский философ Догэн (конец XII века), основатель одной из дзэнских конфессий (Сото). Наконец, четвертый - Нисида Китаро (нач. XX века) - оригинальный японский экзистенциалист, который сумел вырастить или выкристаллизовать из некой суммы японского мировоззрения нечто напоминающее отдаленно западную концепцию экзистенциализма. При этом его учение вполне оригинально.
Итак, для аристократии важно было, во-первых, интеллектуальное начало в буддизме. Во-вторых, они ценили в нем эстетическое начало. На чутких в этом смысле японцев колоссальное впечатление произвели китайская архитектура, скульптура, живопись. Аудиовизуальная картина мироздания в буддийском ритуале вообще очень любопытна. Мне доводилось быть свидетелем некоторых обрядов Сингон. Это грандиозное действо, по масштабу отдаленно напоминающее византийскую литургию. Монашеское пение сопоставимо со знаменным распевом валаамских монахов. Это производит грандиозное впечатление.
Привлекало знать и оккультно-магическое начало (и в этом смысле она от народа не сильно отличалась). Но когда закончилось раннее средневековье, на первое место выдвинулись совсем другие аспекты буддизма, например, религиозно-этический. Вопросы греха и добродетели, погибели и спасения. Почему они стали острыми именно в это время? Дело в том, что приблизительно в середине эпохи Хэйан наметился кризис системы абсолютной монархии. Одна за другой начали отмирать некоторые ее важнейшие государственные функции, множились противоречия. Появляется знать автономная, независимая (отчасти политически, отчасти экономически, отчасти психологически), что порождало при дворе подковерную политическую борьбу, перевороты и в конец концов привело к открытому военному противостоянию. В результате власть перешла к феодальным князьям, во главе которых стали военные правители-сёгуны. Наступила эпоха, когда правили меч и собственность на землю, эпоха типичной феодальной вражды княжеств, лишь изредка прерывавшейся периодами неустойчивого мира. Завершилось все это в период Эдо, когда клан Токугава создал унитарное государство с жесткой вертикалью власти.
Но вернемся в раннее средневековье. Первая трещина в системе абсолютной монархии наметилась уже к X веку. А.Н. Мещеряков в своей книге об истории Японии очень точно замечает, что в X веке государственная система начала хиреть. Плохо работает почта, связь с провинциями, система сбора налогов, что, в конце концов, привело к дезинтеграции государства. В идеологии шли свои процессы. В буддизме на смену сложному, многообразному ритуально-магическо-практическо-эстетическому действу пришли напряженные религиозно-этические размышления.
В 985 году тэндайский монах Гэнсин написал сочинение "О возрождении в иной жизни". В 988 произошло заимствование христианства на Руси. У нас христианство также принесло религиозно-этические проблемы: личная ответственность перед Творцом и его замыслом. В упомянутом мною сочинении эти вопросы были поставлены очень остро. И главное - по буддийскому календарю близился 1052 год, начало "эпохи беззакония, конца Дхармы". Было три эры. Будда, как известно, жил предположительно в VI веке до н.э. Знаменитое "осевое время", когда в одну эпоху с ним жили и Конфуций, и Лао-цзы, и первое поколение греческих философов. Это время, когда почему-то, на всех полюсах одновременно, люди озаботились вопросом о смысле бытия. Они часто говорят парадоксально схожие вещи. У Экклезиаста мы читаем: "Вы говорите, проходит время. Безумцы, это вы проходите!" Конфуций говорит об этом БУКВАЛЬНО ТЕМИ ЖЕ СЛОВАМИ. Почему это так сложилось? Сказать трудно. Но бывают какие-то странные параллелизмы, по-моему, еще плохо осмысленные в культурологиидо сих пор. Хотя существуют попытки проследить цивилизационно-культурные циклы, понять законы осевого времени и т.д.
Первые пятьсот лет после смерти Будды - период истинной Дхармы, истинного учения, когда еще есть персональная святость очень высокого уровня и еще не повреждено учение. Вторая эпоха длительностью в тысячу лет - время "подобия Дхармы", когда, по своей немощи, люди не могут уже полностью вместить в себя истинное учение. И наконец, через 1500 лет после смерти Будды мир погружается во тьму беззакония, которая прекратится через астрономически долгое время с приходом буддийского мессии - бодхисаттвы Майтрейи (яп. Мироку-босацу). Тогда учение вновь обретет чистоту. Возникает вопрос: как же спасаться людям в эпоху торжества беззакония? Ответ таков - лишь упованием на милость Будды. Но мы можем спросить: как же так, ведь Будда - не персона, не личность. Он не является богом-творцом, не является посредником между предвечным Богом и миром, как Христос, он не является личной ипостасью святости. Кто же такой Будда? Как вы это определите?

Комментариев нет:

Отправить комментарий