понедельник, 26 декабря 2011 г.

"Karl Liebknecht"


дата: 27 11-2011, 12:56
Люди моего года рождения (1926) считаются самыми «молодыми» участниками Великой Отечественной войны. Я был призван в Советский военно-морской флот в ноябре 1943 г. в возрасте 16-ти лет. После получения специальности корабельного радиста в Учебном отряде Северного флота на Соловецких островах, в конце 1944 года был назначен радистом на выходивший из капитального ремонта эсминец «Карл Либкнехт». Корабль в это время находился в Архангельске на судоремонтном заводе «Красная Кузница». До сих пор моя память хранит детали этого трагического конвоя, когда 20 боевых вымпелов (эсминцы «Карл Либкнехт», «Достойный», «Жесткий», тральщики типа «AM» №№ 115,116, катера «БО»№№ 131, 215, 220, 225, 227, 228, торпедные катера №№ 211, 219, 222,417, норвежские корабли: корвет «Эглантина», тральщики «Кармой», «Тромсой» и «Елой») под командованием начальника штаба эскадры капитана первого ранга Румянцева A.M., не смогли обеспечить безопасность двух транспортов (норвежского «Идефьорд» и нашего «Онега»). Все корабли конвоя имели гидроакустическую аппаратуру и хорошее противолодочное вооружение. Норвежский транспорт переводился в Кольский залив для последующего включения в состав конвоя RA-66, готовившегося к выходу в Англию. Транспорт «Онега» (плавал всю войну) был загружен автомашинами, армейским обмундированием, трофейным имуществом, среди которого находилась немецкая мина нового образца, и другие грузы. Конвой «ЛК-9» подвергся атакам двух или трех немецких подводных лодок. Утром 22 апреля 1945 года первым был торпедирован норвежский транспорт «Идефьорд», но он остался на плаву (торпеда попала в носовую часть) и был отбуксирован в Кольский залив. Вскоре после этого была торпедирована «Онега», затонувшая через 7 минут. Торпеда, потопившая «Онегу» предназначалась нашему эсминцу «Карл Либкнехт», но ее вовремя заметили и резко изменили курс. Она продолжала движение прежним курсом и поразила «Онегу». У меня и сейчас перед глазами, погружающаяся носом «Онега», ее поднятая корма и вращающийся винт, блестевший на солнце, рядом наши катера «БО», спасавшие оказавшихся в воде моряков с «Онеги». Советский транспорт «Онега», погибший на внутренних морских коммуникациях, стал последней жертвой войны на Северном морском театре. В 9 часов 10 мин 22 апреля краснофлотцы верхней вахты и все, кто находился на мостике увидели всплывшую в 50 метрах от «Карла Либкнехта» немецкую подводную лодку. Можно было видеть оборванные антенны, выдвинутые и изогнутые трубы перископа, поврежденную пушку. Комендоры эсминца «Карл Либкнехт» выпустили по ней 16 снарядов калибра 102-мм. Получив новые повреждения лодка затонула. Позже выяснилось, что это была «U-286». 28 апреля 1945 года газета «Красный флот» сообщая подробности этой операции, упомянула только о потоплении немецкой подводной лодки, о транспортах, поврежденном и погибшем, не было ни слова. Такие были времена... 29 декабря 1995 года была создана Санкт-Петербургская Региональная общественная организация «Арктический конвой». Инициатором ее создания и президентом стал капитан 1 ранга Александров Ю.Е. Целью организации является поиск документов и фактов о подвиге участников Полярных конвоев, объединение ныне здравствующих участников для общения, сбора информации во имя увековечения памяти о боевом сотрудничестве стран антигитлеровской коалиции в борьбе с фашизмом. Я незамедлительно вступил в эту организацию и известил об этом моих товарищей, проживающих в Санкт-Петербурге и проходивших службу на кораблях эскадры Северного флота в годы Великой Отечественной войны. Многие последовали моему примеру, тем более, что главной задачей кораблей эскадры во время войны было обеспечение безопасности конвоев, как внешних, так и внутренних. У меня родилась идея составить что-то вроде справочника по всем конвойным операциям, проходившим на Северном морском театре во время войны. Дело в том, что к этому времени перестала быть секретной «Хроника Великой Отечественной войны на Северном морском театре». Она представляла собой 8 томов, по 6 месяцев войны в каждом томе (Военмориздат, 1945-1949 гг.). В этих книгах были собраны все сведения об обстановке на флоте в каждый период времени; здесь по дням фиксировались все события на сухопутном фронте, действия авиации, подводных лодок, надводных кораблей (наших и противника), давались сведения обо всех конвойных операциях, как внутренних, так и внешних. Своими мыслями и желанием заняться этим я поделился с Ю.Е. Александровым, который одобрил идею и пожелал успехов в этом деле. В период с февраля 2000 г. по декабрь 2002 г., т.е. в течение трех лет, я работал в Центральной военно-морской библиотеке, выбирая из документов все, что касалось союзных конвоев и внутренних конвойных операций по годам, месяцам и дням. Я включил в восемь папок своего труда сведения и из других источников; тактико-технические данные кораблей, судов, авиации, как противника, так и стран антигитлеровской коалиции (СССР, США, Великобритании); а также все, что было доставлено на транспортах в СССР (в Мурманск, Архангельск, Молотовск) по Ленд-лизу. Перечень привлеченной литературы дан в 8-й папке. Много полезных и интересных сведений о конвоях я включил сюда из книги М.Супруна «Ленд-лиз и северные конвои 1941-1945 гг.». По-моему, это самый капитальный труд о Ленд-лизе и Полярных конвоях, изданный в России. Следует вообще отметить, что самый большой вклад в исследование Полярных конвоев внесли ветераны Архангельска. Там издано несколько книг, представляющих большую ценность при изучении истории войны на Севере. Таким образом, в офисе нашей организации появилось хорошее справочное пособие, где можно найти материалы о конвоях, ленд-лизе и событиях, происходивших на Северном морском театре страны в любой день Великой Отечественной войны. Северные союзные конвои внесли свой ощутимый вклад в дело разгрома сильного, опасного и жестокого врага; они вписали яркую и героическую страницу в историю Второй мировой войны, в боевое содружество СССР, США, Великобритании и Канады.

Комментариев нет:

Отправить комментарий