понедельник, 26 декабря 2011 г.

use kamikaze - a pilot


дата: 27-11-2011, 18:52
В качестве последнего аргумента 25 октября 1944 г. японцы начали использовать камикадзе – летчиков – смертников, которые направляли свои самолеты, нагруженные взрывчаткой, на вражеские корабли. К концу войны, когда были осуществлены тысячи таких атак, включая удары пилотируемыми планирующими бомбами, сотни американских кораблей были повреждены, десяток-другой – потоплен, однако самым крупным из них оказался эскортный авианосец. Потери американцев в живой силе оказались довольно большими, поскольку камикадзе чаще всего поражали мостики кораблей.

Поначалу этот способ вызвал немалые затруднения. Но он требовал большого количества летчиков и имел тот недостаток, что пилоты не могли передавать свой опыт другим. Камикадзе не только не смогли предотвратить поражение Японии, но даже задержать его.

В середине декабря американцы высадились на самом западном острове Миндоро, где почва больше подходила для строительства аэродромов, чем на Лейте. Небольшая японская эскадра из двух крейсеров и нескольких эсминцев предприняла неудачную попытку атаковать плацдарм. Новый авианосец японцев «Унрюу», который должен был подсоединиться к эскадре, был потоплен американской подлодкой неделей раньше. Бой при Миндоро был последней попыткой японского флота участвовать в сражениях за Филиппины.

Незадолго до этого американская подводная лодка, действовавшая в японских водах, потопила недавно введенный в строй авианосец «Синано» (59 тыс. т). Другая лодка в Формозском проливе потопила японский линкор «Конго». Там же, и вновь в результате атаки подводной лодки, торпеда оторвала корму крейсеру «Миоко». В ноябре 1944 г. американская палубная авиация около острова Лусон потопила крейсера «Кумано» и «Начи».

6 января 1945 г. Макартур высадил два армейских корпуса в заливе Лингайен на северо-западе острова Лусон, и после того, как туда перебросили подкрепления, началось последнее сражение за Филиппины. Манила была взята 23 февраля, а крепость Коррехидор – в начале марта.

Более важным, чем любое из этих событий, был тот факт, что теперь была окончательно прервана связь между островной Японией и ее южной сырьевой базой. Это стало очевидным, когда ночью 9 января 3-й флот адмирала Холси, включая быстроходные авианосцы, вышел в Южно-Китайское море южнее Формозы. В течение недели его самолеты потопили торговые суда общим тоннажем 234 тыс. т, а также крейсер «Каши». Истребители настолько надежно прикрыли корабли 3-го флота, что ни один японский самолет не смог их атаковать.

Даже если бы морские коммуникации Японии не были нарушены, она не смогла бы продолжать войну в течение длительного времени из-за больших потерь транспортного флота в результате ударов с воздуха и, следовательно, из-за невозможности поддерживать необходимый объем поставок продовольствия и сырья для военной промышленности. Когда началась война, тоннаж торгового флота Японии составлял 6,1 млн т.

Этого количества вполне хватало в мирное время, но едва соответствовало потребностям войны, учитывая размах расстояний. После того как завершился наступательный этап войны, японцы смогли вернуть только часть мобилизованного торгового флота, поскольку военные планы предусматривали дальнейшую экспансию в самое ближайшее время. Централизованной структуры, которая управляла бы перевозками торгового флота, в стране не было.

Потери, понесенные японцами у Соломоновых островов, привели к дальнейшему ухудшению положения страны, поскольку в начале войны не было принято никаких мероприятий по увеличению судостроения. До войны рекордным был 1937 г., когда общий тоннаж построенных судов составил 374 тыс. т. В 1941 г. он упал до 200 тыс. т, а в 1942 г. составил 260 тыс. т. Лишь после этого производство начало расти и в первой половине 1944 г. достигло рекордного показателя торгового флота, равного 880 тыс. т. Однако это количество покрыло только половину потерь, понесенных за тот же период. Американские подводные силы все больше сосредоточивали свои усилия на борьбе с торговым судоходством Японии, а постоянные рейды авианосцев и удары палубной авиации еще более умножали эти потери. В заключительный период войны много судов стало гибнуть на минах. В конце 1943 г. тоннаж японского торгового флота все еще составлял 5 млн т, в конце 1944 г. он снизился до 2,8 млн т, а в конце войны – до примерно 18 млн т, из которых лишь две трети были пригодны для морского плавания. Более того, только половина этого тоннажа находилась в водах метрополии.

Потери японских торговых судов, потопленных или надолго выбывших из строя, составили: от атак подлодок – 4,9 млн т, от воздушных атак – 2,7 млн т, от подрыва на минах – 800 тыс. т, от атак надводных кораблей – 100 тыс. т и вследствие несчастных случаев в море – 400 тыс. т.

Столь масштабные потери повлекли весьма серьезные последствия. Так, японский импорт бокситов – сырья для производства алюминия – упал с 900 тыс. т в 1943 г. до 15 тыс. т в первые восемь месяцев 1945 г., риса – с 2,6 млн т в 1942 г. до 800 тыс. т в 1944 г. Ввоз нефти вообще прекратился к апрелю 1945 г. Из-за недостатка топлива и потерь, вызванных войной, снизился ежегодный улов рыбы, второго по важности после риса продукта в рационе японца, с 48 до 21 млн т в 1944 г.

Не добившись успеха в судостроительных программах, японцы не преуспели и в организации защиты своего судоходства. Лишь с 1943 г. они стали применять систему конвоев и ввели должность командующего конвойными силами. Самолетов и кораблей для охранения остро не хватало. Кроме того, считалось, что единственной задачей японских эсминцев было атаковать флот противника, а не защищать свои торговые суда. Локаторы у японцев, как подводные, так и надводные, были худшего качества, чем у американцев, да и применяли их гораздо менее умело. С другой стороны, японцы разработали многообещающий прибор для обнаружения подводных целей с самолетов. Устройство имело большой обзор как по площади, так и в глубину. Предполагалось, что в конце 1944 г. его планировали установить на самолеты противолодочного поиска, которые должны были ежедневно патрулировать судоходные пути из Сингапура в Японию. Это означает, что японцы могли выявлять и атаковать лодки прямо под водой или, по крайней мере, корректировать маршруты своих конвоев. Но американский десант на Филиппины помешал выполнению этого плана.

Конечно, поразительно то, что Япония, само существование которой зависело от моря, так долго постигала необходимость защиты и обеспечения своего транспортного флота и борьбы с судоходством Соединенных Штатов.

Удары американских стратегических бомбардировщиков по японским промышленным районам, которые осуществлялись одновременно с ударами по торговому флоту, были в значительной степени лишними, так как атакуемые промышленные объекты уже не получали импортного сырья. Было бы выгоднее сосредоточить воздушные удары по портам и судам. Эффект от атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки летом 1945 г., был незначительным с военной точки зрения; они просто ускорили политическое решение о капитуляции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий