пятница, 23 декабря 2011 г.

Formulation of the problem.


Постановка задачи.
Вопросы развития местного самоуправле­ния находится сегодня на переднем плане демократических преобразований и формирования гражданского общества в Украине. Это - важнейшая задача, решение которой определяет как прочность системы гражданских институтов, так и возможности эффективной организации хо­зяйственной жизни на территориях Украины.
При этом крайне важно учитывать, что развитие системы местного самоуправления в Украине формирует муниципальное управление как новую сферу управленческой деятельности и новую профессиональную квалификацию. Это происходит из-за того, что задачи, с которыми сегодня имеют дело органы местного самоуправления, существенно отличаются от задач, которые решала местная власть в советский период, а также от задач, которые решаются в системе государственного, производственного и бизнес-управления. Ситуация новизны в осуществлении муниципальной деятельности определяет первый слой исследований  в сфере муниципального управления: разработку предмета профессиональной деятельности органов местного самоуправления.
Вторым актуальным направлением  развития системы местного самоуправления и муниципаль­ного управления является уровень профессио­нализации их деятельности. Отсюда, в свою очередь, вытекает актуальность вопроса повышения квалификации и кадровой обеспеченности для сферы муниципального управления.
Между тем кадровый состав органов муниципального управления во многом является прямым наследником советской системы территориального управле­ния, построенной в иных условиях для решения иных задач. Сотрудники органов местного самоуправления, сформировав­шиеся в условиях советской власти, часто оказываются не в состоянии пе­рейти к новым формам организации работы, требующим самостоятельной управленческой позиции. Новые сотрудники, пришедшие работать в органы местного самоуправ­ления в последние годы, не обременены стереотипами старых управленче­ских подходов, однако, часто, вообще не обладают навыками профессио­нальной управленческой деятельности.
В  научных и образовательных учреждения, которые занимаются проблемами местного самоуправления, специфика муниципального управления обычно растворена в проблематике государственного управления либо в общеуправленческом аспекте, либо в отраслевом предметном содержании. Использование сложившихся подходов к исследованию, преподаванию и содержанию вузовских учебных программ без их серьезной переработки с учетом специфики муниципального управления и удачных прецедентов собственного украинского опыта приводит к разрыву между тем, что чи­тается в учебных аудиториях, и тем, что происходит в реальной практике самоуправления. Это обстоятельство формирует третью область задач: разработку специальных форм и технологий, специфических для муниципального управления.
И, наконец, решать сложные городские проблемы, тем более развивать муниципальные образования, исполкомовские команды в полной мере не могут, так как они не обладают соответствующими ресурсами, полномочиями, оргструктурой и.т.д. А поскольку реальная управленческая работа всегда строится как командная, то этот фактор определяет четвертый слой работ в  сфере муниципального управления, - разработку принципов и методов формирования городских управленческих команд.
Таким образом, важность задачи профессионализации муниципального управления сегодня не вызывает сомнения, по сути, ни у кого. Недостаточность профес­сионализма бросается в глаза всем, кто сталкивается с работой органов местного самоуправления. Но для реальной постановки задач, непосредствен­ной очевидности недостаточно. Нужно ответить, по крайней мере на следующие вопросы, которые и формируют на данном этапе основной круг задач для проектирования сферы муниципального управления (см. Сх.1.)
Схема 1.
                                  
                                               2            3          4       
                                  
  1       



Сфера мун. управления
 


1. В чем собственно, состоит предмет деятельности органов местного са­моуправления?
2. Где и какого профессионализма недостает муниципальным служащим и управленцам, за счет чего эта недостача может быть преодолена; как приблизить содержание и формы повышения квалификации управленческих кадров к реальным  процессам современной практики  самоуправления и сделать  их более эффективными в решении городских проблем?
3.      В чем специфика муниципального управления и как оно организуется?
4.      Что есть управленческая команда, как она формируется, каковы методы ее самоорганизации и работы?
Здесь начинаются разночтения, связанные в первую очередь с тем, как разные специалисты оценивают положения дел в сфере местного самоуправления, видит его смыслы и основные задачи.
Не вдаваясь в подробности поднятой проблематики, для многих уже стало очевидным одно, что для решения задач, связанных с профессионализацией муници­пального управления, важным обстоятельством является то, что сегодняшнее состояние сферы местного самоуправления нельзя рассматривать как сложившееся и завершенное. Это утверждение верно даже по отношению к развитым странам Запада. Свидетельство этому — постоянный поиск новых решений и подходов во многих странах мира. Тем более это верно для Украины, вовлеченной на протяжении уже десятка лет в процесс практически всеобщего реформирования.
Следствием незавершенности сферы муниципального управления является то, что на целый ряд вопросов, жизненно важных для осуществле­ния профессиональной деятельности, сегодня нет отчетливых ответов. Работать и принимать решения, тем не менее, необходимо. В этих условиях новаторский поиск и анализ передового украинского опыта становятся необходимой составляющей совместной работы практиков и ученых.
I. ПРАКТИКА РАБОТЫ В ОБЛАСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В УКРАИНЕ
Постановка вопроса о предмете деятельности местного  самоуправления представляется не только актуальной, но и естественной. Во-первых, в современной Украине многие города имеют прецеденты муниципального управления, собственные находки, свои способы  взаимодействия с  общественностью, бизнесом, другими городскими структурами в  решении  муниципальных проблем. Это - бесценный практический материал для исследования и обобщения опыта. Но этот опыт не становится общим достоянием,  он частичен, иногда просто ситуативен и образуется зачастую за счет  личных качеств мэра. Во- вторых, накоплен определенный теоретический багаж в результате проведения различных семинаров и конференций по развитию местного самоуправления. И в третьих, незавершенность системы  местного самоуправления, создав ситуацию неопределенности в сфере муниципального управления, практически заставила местную власть действовать, полагаясь, в основном, на внутренние ресурсы. И этот момент сыграл свою положительную роль. Он  способствовал развитию самодеятельных инициатив на местах по выходу из социально-экономического кризиса. В этом отношении особого внимания и уважения заслуживает весь позитивный  опыт украинского местного самоуправления.
     О наличие такого опыта свидетельствуют факты и примеры изменения городских ситуаций, о которых рассказывали мэры на  различных муниципальных слушаниях и семинарах по обмену опытом. Организаторами поисковой работы по собиранию и обобщению  национального опыта местного самоуправления выступили Фонд содействия  местному самоуправлению при Президенте Украины, Всеукраинское объединение местного и регионального развития - «Межрегиональный союз» и Украинско-Американская Фундация "Партнерство громад".
     На прошедших семинарах и слушаниях учеными и специалистами совместно с мэрами  была  проведена  общественная и профессиональная экспертиза деятельности городских  управленческих команд. Здесь мы остановимся только на  новых видах деятельности местной власти, посредством которых  ей  удавалось стабилизировать или развивать  некоторые  социально-экономические процессы.
Формирование предмета муниципального управления.
Наработанный практический материал в сфере местного  самоуправления различными городами  Украины  позволяет  сделать  первые обобщения самобытного украинского опыта.  Собранный  по  крупицам опыт позволяет начать методологическую работу по проектированию сферы муниципального управления(см.сх.2.). Предстоит  непростая и довольно длительная работа, т.к. опыт многих городов нам неизвестен и лежит он невостребованным "золотым" пластом в каждом городе в загашнике. Но уже сегодня можно сказать, что современная местная власть осваивает новые виды деятельности, которые прежде были несвойственны советскому типу самоуправления. Изложим их в тезисной форме:
а) публичная деятельность. На Всеукраинских муниципальных слушаниях мэр Славутича  Удовиченко В.П. поделился опытом работы местной власти в городе, который в ближайшие месяцы ждут серьезные перемены в связи с закрытием Чернобыльской АЭС. В своем докладе он остановился на проведении публичной политики в городе. Систематическая публичная работа с  использованием  американского метода паблик рилейшнз принесла свои результаты. Город  постепенно переходит от монопрофильности к многообразию городской жизни и население осваивает другие профессии. Появились новые  рабочие места, формируется сфера малого и  среднего  бизнеса,  разрабатывается идея технопарка, которая позволит сохранить для г. Славутича  научно-технический потенциал, интеллектуальные и человеческие ресурсы.
            Об организации публичной деятельности рассказывали мэры и других городов, что позволяет сделать некоторые обобщения.
Во-первых, публичная деятельность является организационным и мотивационным ресурсами в формировании имиджа города и местной  власти. Во-вторых, она влияет на информационное пространство в городе, делает его более прозрачным и объективным, что позволяет строить местную информационную политику. За счет правильно организованной публичной деятельности строится система взаимопонимания со всеми слоями населения и субъектами влияния на территории, что служит важнейшим механизмом формирования территориальной громады. Проведение публичной деятельности в форме местной дипломатии позволяет быстрее и эффективней устранять нерешенные проблемы в  социально-экономической жизни города. Все это позволяет руководству города становиться на профессиональный путь местного политика;
b) маркетинговая деятельность. Заслуживает  специального  изучения маркетинговая деятельность бердянских управленцев во главе с его мэром Барановым В.А. Это направление в работе органов местного самоуправления, будучи принципиально новым, является важнейшим средством в управлении городскими процессами. Маркетинг включают в себя не только рыночное понятие и  эффективное  использование коммунальной собственности. Маркетинговые исследования  - это особый вид культурной деятельности, в результате которой понимается  и исследуется  вся городская жизнь в целом от  школьников до пенсионеров.  Организация городского  мониторинга  -  это  постоянный поиск внутренних ресурсов и эффективное их использование, что особенно  актуально  в  переходный период, когда практически не удерживается целостность города.
c) инновационная деятельность. проявляется в  актах  творческой активности и особой предприимчивости, которые скорее  следует рассматривать как свободный предпринимательский дух и качества людей, за счет которых изменяется и улучшается городская жизнь.
В этом отношении позитивен новаторский опыт г. Комсомольска в работе с  собственным бюджетом. Не имея практически прямых механизмов  влияния  на формирование своего городского кошелька, местная власть сконцентрировала внимание на доходной и  расходной  части  бюджета. То есть на те аспекты финансовой деятельности, на которые они  могут непосредственно влиять. Надо собрать побольше,  а  потратить  поменьше, чтобы был резерв для развития города. Принцип простой, но отсутствуют правовая база, соответствующие методики и поэтому каждому в городе приходится  изобретать свой метод. В Комсомольске сделали ставку на работу с социальной сферой - основным поглотителем  бюджетных денег. Различные инновации, реорганизация и модернизация социальных  объектов  - это не полный перечень действий местной власти, в результате которой уменьшаются  затраты  на социальные нужды и аккумулируются  свободные  финансовые средства для развития других сфер.
d) внешняя и международная деятельность. В современных условиях распространения идей международного глобализма внешняя деятельность является стратегической  линией в планах городских руководителей. Поэтому многие города уделяют ей пристальное внимание.  Построение связей  с соседями, налаживание «мостов» с Центром, формирование взаимовыгодных отношений с зарубежными странами позволяет не только получать новые ресурсы, но и работать на перспективу - проектировать межрегиональные системы и включаться в международные инфраструктуры. Принцип открытости административно-территориальных границ для новых  производств, людей  и  технологий  позволяет эффективней реализовывать городскую стратегию  и расширяет рыночное пространство.
            e) ресурсная политика. Основное  содержание  ресурсной  политики заключается в организации городских инвестиционных проектов.  В  наших  условиях городской проект может реализоваться только  в  результате совместной деятельности разных групп  людей,  каждая  из  которых имеет свои цели, свой специфический ресурс (инвестицию): властный, финансовый, организационный, материальный, административный, интеллектуальный,  человеческий и т.д. Этот принцип позволяет  каждому субъекту решать свои задачи, а в целом  реализовывать  общий городской проект.
Интересен опыт гг. Бердянска, Славутича, Угледара, Феодосии, Судака и др. в работе с различными  профессиональными группами и слоями  населения  города. В этих городах путем построения кооперативных связей с субъектами хозяйственной  и  экономической власти произошел взаимовыгодный обмен разными ресурсами.  Ресурсы власти и ресурсы бизнеса, объединившись, совместно решали городские проблемы. В результате местная власть получила возможность развивать социальную сферу, а предпринимательская среда получила  дополнительные условия для формирования инфраструктуры  малого и среднего бизнеса.
f) регулирующая деятельность. Это особый вид управленческой деятельности, в основе которой лежит механизм изменений сложившихся норм под давлением определенных ситуаций, или наоборот — закрепление сложившихся традиций и естественного права людей. Примером могут служить действия регулировщика на улице, когда он под влиянием ситуации регулирует схему движения, и тем самым управляет людскими и автомобильными потоками.
Экономическое регулирование. В его основе лежит опосредованное, не административное управление экономическими процессами в регионе. Этот тип управления реализуется через систему свобод и ограничений, когда в одних случаях, создаются условия и стимулы для хозяйствен­ной и предпринимательской деятельности, а в других — вводится система ограничений .для нормализации социальной жизни в городе. К сожалению, пока в наших городах не удалось выявить яркие прецеденты регулирующей деятельности, хотя в развитых странах она довольна распространена.
            Теперь, если суммировать тезисно описанные деятельности, можно начать складывать сферу муниципального управления. В этом отношении изучение зарубежного и собственного украинского опыта работы  органов местного самоуправления позволяет более качественно проводить теоретическую работу по разработке  национальной формы и содержания  муниципального управления (см.сх.2.)
Схема 2.Овал: Новая практика
управления
                                                                  
                         ... n
                                                      Культурные образцы                                       Опыт2
                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
                               А         В       С       …       N                             
Опыт1
(a), (b), (c) ... n
Теория
 
 



            Пояснение к схеме. Знаки A,B,C, отображают различные деятельности как проекции сложного объекта муниципального управления. В прямоугольнике изображены синтезированные знания, вычлененные из опыта осуществляемой практики местного самоуправления, которые являются основой для  разработки культурных образов управленческой деятельности. За счет культурных образцов (малые квадраты) организуется новая практика местного самоуправления  как цивилизованный вид деятельности в современной реальности. Схема носит циклический характер (широкие стрелки),что способствует соединению в единый полипроцесс практическую и теоретическую работу, приблизив тем самым науку к практике, окультуривая и развивая последнюю. Это позволяет нам на технологическом языке говорить о практико-ориентированной науке, которая проектирует новые виды практической деятельности в современной социокультурной ситуации разрыва между практикой и теорией*.
            Приведенная схема-рисунок может употребляться в разных вариациях. Во-первых,- как диагностическая, то есть с ее помощью можно проводить экспертизу деятельности органов местного самоуправления и определить, какие виды деятельности  они осуществляют, какими пользуются способами и методами управления.
            Во-вторых, - как образовательная. Новые виды деятельности необходимо осваивать. В этих целях разрабатывать соответствующие учебные программы, создавать специальные оргструктуры при органах местной власти . В некоторых городах они имеются: это различные школы управления, интеллектуальные клубы,центры и т.д.
*Термин практико-ориентированная наука ввел в употребление академик Алексеев Н.Г.
            В третьих, данная схема является средством изучения  опыта. Говоря другими словами, она задает алгоритм анализа практики: вычленять из опыта конкретный вид деятельности, обобщать его, разрабатывать культурные  образцы и переводить их в управленческий инструментарий для местной власти.

            II.ФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДСКИХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМАНД
В современной ситуации решать сложные городские проблемы могут только управленческие команды. Но что есть управленческая команда, как она формируется,что ее объединяет, каковы методы ее работы – это белые пятна для муниципальной сферы. Опираясь на позитивный украинский и зарубежный опыты работы, можно сказать, что городская команда – это во-первых, открытая система. В нее может войти любой субъект деятельности, который реализует один из городских проектов. А во-вторых, управленческая команда представляет собой набор деятельностных позиций, которые в совокупности и дают ресурсы для реализации программ и проектов. С этой точки зрения, группы людей (команду) следует рассматривать не только как единомышленников, но и как систему разных целей и  ресурсных отношений.
С большой уверенностью можно констатировать, что в украинских городах медленно, но идет процесс становления управленческих команд и формирования элиты, которые способны осуществлять местную политику по выходу из социально-экономического кризиса. Сталкиваясь с непреодолимыми проблемами, управленцы городов и сел демонстрируют порой самобытные образцы интеллектуально-волевой деятельности, «заражая» других своей верой и целеустремленностью. В таких городах, как правило, формируется сообщество людей с особым корпоративным духом, которое и «оживляет» город.

            Ш. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
            Повышение квалификации муниципальных управленцев часто при­вязывается к определенной предметной (отраслевой) специфике, с которой связана работа конкретных групп работников органов муниципального управления. Работникам жилищно-коммунальной сферы предлагаются во­просы организации жилищно-коммунального хозяйства, работникам здравоохранения, вопросы, связанные с организацией здравоохранения и т.д. Последовательное проведение этого подхода приводит к потере видения проблем развития муниципальных образований как целого и утрате специ­фики собственно управленческого содержания.

            Мастерская муниципального управления – новая организационная
форма повышения квалификации управленческих кадров.
     Сегодняшняя ситуация с подготовкой, пере­подготовкой и повышением квалификации муниципальных управленцев требует формирования новой генерации подходов и форм образова­тельной работы.
Их основой должна стать ориентация на собственно управленческое образование, основной целью которого является не передача знаний и готовых технологий, а формирование  профессио­нального управленческого мироощушения и технологий организации управленческой деятельности. Обучать управлению означает вырабатывать у человека умение действовать, а не только передавать ему знание о том, как надо действовать.* Цен­тральными линиями такого образования, особенно на этапах переподготовки и повышения квалификации, являются:
·        осмысление собственного опыта и практики работы,
·         тренинги и действия в модельных и игровых ситуациях,
·         анализ конкретных  управленческих ситуаций;
·         проектные разработки, ориентированные на решение практических задач и проблем.
Такая  обра­зовательная работа строиться с опорой на существуюший опыт муниципальной деятельности, вбирающий в себя реалии существующего положения дел, а также на  анализ и переоформление этого опыта в  управленческую позицию в системе местной деятельности.
Реализацию так построенного процесса повышения квалификации  поставила  перед  собой Украинская мастерская муниципального управления (УММУ), инициаторами создания которой выступили Фонд содействия  местному самоуправлению при Президенте Украины, Всеукраинское объединение местного и регионального развития - «Межрегиональный союз» и Украинско-Американская Фундация "Партнерство громад".
 В Мастерской уже накоплен  позитивный  опыт  обучения муниципальных управленцев по новой  технологии. Не вдаваясь в подробности этой темы,  выделим два фактора, которые легли в основу нового содержания повышения профессионализма управленческого состава местной власти.
            Во-первых,  в  процессе обучения руководителей, как правило, не учитывается реальный опыт их профессиональной деятельности, а сам  образовательный  процесс носит, в основном, информационный характер в идеологии просвещения. То есть каждый
*Передача таких знаний - важный этап  на стадии первичной профессиональной подготовки. Но при всей своей важности она всегда остается вспомога­тельным моментом в общей системе управленческого образования.
 сам по себе: один  обеспокоен  проблемами своего города, другой, в лучшем случае - качеством своей  лекции. У них отсутствует общее – реальный предмет муниципального управления. Во-вторых, отрыв руководителя от работы в поисках так нужных ему знаний, как показывает опыт, особого  профессионализма ему не добавляет. Где и как  стыкуются  полученные  знания  и  осуществляемая затем управленческая деятельность? На этот вопрос конструктивного технологического  ответа пока нет. Исходя из реалий сегодняшнего дня, в системе повышения квалификации управленческих кадров нежелателен содержательный разрыв между осуществляемой деятельностью и образовательным процессом. Необходимо  соединить их в единый профессиональный процесс, что повысит качество обучения, и как следствие -эффективность управления в городах. 
. Вторым шагом в своей деятельности УММУ на  базе обобщенного опыта  разрабатывает управленческие технологии, схемы деятельности и методики для мэров,  которые обеспечат не ситуативную, а системную работу в устранении завалов и проблем в городской жизни.
Второе актуальное направление в деятельности мастерской - это "приживление" в нашу реальность лучших западных образцов и технологий муниципальной деятельности. Ведь не секрет, что попытки неосмысленного копирования чужого опыта и социальных технологий не принесли  ожидаемого  быстрого результата. Особенно это проявилось в малых и средних городах,  в которых живет большинство населения Украины.  Отличаясь  друг  от друга природным и социальным ландшафтами, они не  готовы  к  быстрым изменениям в силу своих  культурно-исторических  традиций  и сложившегося провинциального менталитета.
     Эта специфика малых и средних городов создает особые проблемы в управлении социально - экономическими  процессами. Складывающаяся новая  экономическая  и  политическая реальность требует находить нестандартные решения, но им противостоит опыт  прежней  деятельности.  Говоря другими словами, мы не знаем, как надо работать  в  новых  обстоятельствах и действуем не так, как они того требуют, а как  умеем, исходя из своих представлений.
            Поэтому  выращивание собственного украинского  культурного образца управленческой деятельности, которым может  воспользоваться местная власть для повышения качества управления, а следовательно и уровня жизни в городах, -является основной целью Мастерской.
Но решить поставленную социокультурную задачу крайне затруднительно без внедрения лучших западных образцов и технологий, изучения  собственного опыта и сохранения культурно-исторической преемственности  каждого города. Собственно говоря, эти три направления единого процесса формируют содержание и новую организационную форму повышения квалификации муниципальных деятелей. Мастерская при этом становится своебразной экспериментальной Лабораторией по «выращиванию» украинской национальной формы  самоуправления,  которая и приживется в наших городах. В тоже время  украинские ученые и практики внесут  свой вклад в мировую культуру - метод  муниципального управления в  кризисных  ситуациях. И этот  интеллектуальный товар будет востребован на мировом рынке, т.к. сфера муниципального управления во многом является незавершенной и в развитых странах Запада.
Характеристика подхода к организации образовательного процесса в Мастерской.
. В основу учебного процесса в Мастерской положена технология, ориентированная на работу с управленческим опытом слушателей. Соответственно, основные цели Мастерской  связаны не с переда­чей знаний в логике «прямого обучения», а с анализом наличного управленческого опыта и формировани­ем новых подходов к построению управленческих действий, адекватных масштабам задач, решаемых конкретным слушателем. Передача знаний при этом оказывается важной, но факультативной составляющей образовательного процесса. При этом слушатель сам начинает ориентироваться в сфере необходимых ему знаний.
Ядро проблемно-ориентированного учебного курса Мастерской составляет про­ектный семинар, в рамках которого слушатели работают над анализом про­блем и конкретных управленческих ситуаций, характерных для их собствен­ной управленческой работы. Традиционная для учебных курсов форма лекций используется для того, чтобы помочь слушателям прояснить и оформить в своих проектах собственное понимание ситуации и показать возможные новые средства и подходы в их решении.
Ориентация учебной программы на работу со специалистами, включенными в реальную управленческую деятельность, повышает роль практики  управленческого консультирования .В работе консультанта  основной задачей является анализ ситуаций и проблем, которые определяют управленческую работу и перевод их в схемы организа­ции новой деятельности.
 Будучи проделанной, такая работа дает воз­можность  слушателю совершить шаг развития, точно соответствующий возможностям и горизонтам его работы В результате так организован­ного  учебного процесса у слушателей появляется новое понимание собственной дея­тельности, возможность проектировать новые предметы этой деятельности и формы ее организации.


Содержание и принципы деятельности мастерской.
     Содержание деятельности УММУ основывается на  исторических  корнях возникновения мастерской, как особой  формы  развития  и  воспроизводства культурособразных профессий. Поэтому ведущим смысловым основанием ее работы является  момент совместного творчества практиков и ученых в процессе формирования культурных образцов профессиональной деятельности. В этом отношении слушатели мастерской занимают культурную, по практически утерянную позицию ученика, когда надо учиться ум-ению. А мастер (преподаватель-консультант) учит  размышлению  в процессе освоения опыта или образца профессиональной деятельности. Организованная таким образом совместная деятельность позволяет запустить в Мастерской несколько образовательных процессов как единый полипроцесс (см.сх.3.).
            Схема 3
1
 

2
 

3
Во-первых, изучение и обобщение украинского и зарубежного опыта муниципального управления. Слушатели учатся работать не только со своим опытом, но и осваивают методы работы с чужой деятельностью, а так же с лучшими западными образцами и технологиями управления.
Во-вторых, в Мастерской осуществляется образовательный процесс по  технологическому переоснащению управленческих кадров, то есть слушатели осваивают новые формы и способы деятельности. Обучение строится на  материале  работы  самих  слушателей,  их  опыте,  который исследуется, окультуривается и опять используется ими в профессиональной  деятельности. Этот процесс носит циклический характер. Он  более  эффективен, если слушатели разрабатывают и реализуют  территориальные проекты. Сам проект  проходит  разнообразную экспертизу, приобретает культурную форму и  реализуется  в социальной практике. Получается образование через собственную деятельность, а точнее образовательный процесс включен в разработку и реализацию задуманного проекта. Такое образование становится деятельностным, то есть в процессе его «выращивается» муниципальный деятель, способный проектировать свою деятельность и реализовывать различные проекты развития городов и сел.
В третьих, в Мастерской создаются условия для личностного развития и организации процессов самообразования, то есть  слушатели сами начинают проектировать средства и способы своей  деятельности. Здесь ведущими процессами являются акты пересамоопределения. Например, смены установки сознания от потребления знаний – к их выработке; от абстрактного анализа – к  анализу конкретной управленческой ситуации; от предметных знаний – к развитию интеллектуальных функций: понимания, рефлексии, мыслекоммуникации и.т.д.
 Так понимаемая деятельность в Мастерской требует наличие мастеров своего дела или особого профессорско-преподавательского состава, который  может организовать инновационный процесс, но самое главное работать с чужим опытом и образцами профессиональной деятельности и передавать  их слушателям( см. сх.2.).
В настоящее время в Украине имеется соответствующий  интеллектуальный потенциал и человеческие ресурсы для осуществления  эффективной многоплановой содержательной  работы  с управленческими кадрами местного самоуправления. Это в первую очередь  названные организации - учредители УММУ, известные ученые и практики в  области местного самоуправления, опытные мэры, методологи и технологи по изучению опыта и организации коллективного мыслительного процесса.
            IY.ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
            Муниципальное управление формируется сегодня как новая сфера управленческой деятельности, профессия и квалификация. С другой сторо­ны, она формируется не в пустом пространстве, а «прорастает» в организа­ционно-управленческих формах, сложившихся в советское время для реше­ния принципиально иного круга задач. Наиболее безболезненно преодолеть противоречие между новым и старым позволяет проектная форма организации муниципального управления.
Проект как форма организации управления
Традиционно под проектированием понимается, прежде всего, техническое проектирование, ориентированное на создание зданий, инженер­ных сооружений, производств и т.п. Между тем сегодня широко обсуждаются проблемы, связанные с проектированием в социальных и гуманитарных сферах. Управленец вынужден иметь дело с проектированием обоих типов, но в большей мере, все же, с социально-гуманитарным проек­тированием или проектной деятельностью.
Отдельный вопрос, который возникает в этой связи - это вопрос о месте, которое проектный подход занимает в системе муниципального управления. Вопрос о том, какие задачи могут и должны решаться проектным методом, а какие не требуют проектирования, более того, исключают его. В частности, это различие может быть связано с различением муниципального управления и муниципальной службы. Муниципальное управление предполагает проектирование как одну из форм своей организации и связано с гороизонтами развития муниципальных образований. Муниципальная служба связана с точным исполнением установок, сформированных на более высоких иерархических этажах и лежит в логике функционирования и воспроизводства сложившихся норм и образцов.
Таким образом, запрос на проектирование появляется там, где ответ на вопрос , что необходимо сделать, неочевиден. Там, где ясно что и как делать и для этого имеются соответствующие ресурсы, проектировать не надо. Другое дело, если ситуация непонятна и такая ситуация заставляет искать неочевидные решения. Отсюда и вырастает вопрос о проектировании как специальной фор­ме организации деятельности.
Источник проекта - неудовлетворенность существующими обстоя­тельствами, переходящая в желание и готовность осуществить действия, позволяющие изменить положение дел.. Там, где все обстоит «нормально», нет ни необходимости, ни повода обращаться к проектированию. Построение действия, направленного на изменение , требует ответа на вопросы, что именно не удовле­творяет в существующем положении дел и что необходимо сделать для его преодоления.
Вхождение в проект связано с тремя основными составляющими (см.сх.4.):
·              работа по формированию идей, которые в состоянии ответить на исходную потребность и превращению этих идей в замыслы, позволяющие переходить от идеальных представлений к конкретному предмету проектирования (предметный аспект).
·              процесс реализации (содержательный аспект). Недовольных любым положением дел всегда достаточно , но лишь немногие готовы не только сетовать на неудобства, но что-то делать для их преодоления и еще меньше тех, кто не только готов, но и может делать что-то реальное и оформить неудовлетворенности по поводу положения дел в предмет  совместной деятельности. Именно со-вместность является основным механизмом реализации проекта, когда  каждый деятель, преследуя свою цель, имея свое место в проекте в купе реализует общий замысел. Поэтому поиск и формирование субъектов деятельности вокруг проекта определяет гарантию его реализации, т.к. каждый реализует свое в общем замысле.
·              управление проектом. Целенаправленная организация процесса проектирования является управленческой задачей,  требующая организации сложного кооперативного действия, включающего усилия разных субъектов.

Схема 4.

Совместные процессы реализации 
                                                    

                                                                                              Рефлексивное управление

Замысел

 
 
 



Позиция управления

                                                              Предметный аспект 

 Управление проектами - это построение системы действий по согласованию разных целей для реализации замысла. Такое управление носит рефлексивный характер и оформляет всю проектную деятельность. За счет рефлексии (ломанная стрелка) осуществляется нормирование и корректировка как мыслительной, так и практической деятельности. Постоянный рефлексивный мониторинг обеспечивает эффективность совместной работы по реализации проекта. Здесь следует заметить, что организованная коллективная рефлексия проблематизирует не только средства реализации, но и разработанный замысел. То есть рефлексия «прозванивает» не только действия – пробы и ошибки реализации, - но и разработанный замысел. Свершаемая проектная деятельность тем самым приобретает своеобразную кольцевую структуру по схеме "замысел -> реализация ->рефлексия"*.          
Литература  и  источники

1. Алексеев Н.Г. Смена парадигмы в гуманитарных науках. Сб. науч.тр. ИПИ РАО,М,1995.
2. Алексеев Н.Г. Принципы и критерии экспертирования программ развития образования. Вопросы методологии, Ж, №1-2,1999, М.
3. Библиотека муниципального служащего. Выпуск 15,М, 1999.
4.Материалы Всеукраинского семинара «Локальная экономическая политика. Обмен опытом работы органов местного самоуправления». г.Черкассы. 5-6 июня 2000
            5.Материалы Всеукраинских региональных Слушаний. г.Бердянск, 15-17 сентября,2000
6.Материалы Мастерской муниципального управления. «Бизнес и власть: партнерство для развития городов и регионов «. 26-27 сентября, 2000,Черкассы.
7.Князев В.Н.--------------
8.Павлов.Н.Н., Шремф Л.А., «Метод проектирования как новая технология деятельности органов местного самоуправления». Сб. «Муниципальное движение в Украине:опыт и перспективы развития».Киев,2000
9.Шремф Л.А., Павлов.Н.Н., « Концепция социокультурного проектирования. Главная технология деятельности в ХХ1 веке. Вестник Укр.Акад. гос.упр.,№4,1999
_________________________

Комментариев нет:

Отправить комментарий