понедельник, 26 декабря 2011 г.

Confucius

С чем у обычного человека ассоциируется Китай? Ну, наверное, в первую очередь с легендарной многочисленностью китайцев, давно ставшей темой анекдотов. Затем вспоминаются иероглифы, шелк, китайская кухня, Великая Китайская стена, и, конечно, надпись «Made in China» на каждом втором товаре. А еще – Конфуций, один из великих учителей нравственности. Кстати, в Тайване, населенном китайцами, которые в свое время не пожелали строить коммунизм, даже день учителя празднуют в конце сентября – в день, когда родился Конфуций, учитель с большой буквы.
Семья Конфуция принадлежала к древнему аристократическому роду, к тому времени почти разорившемуся. Конфуций потерял отца, когда ему было три года, и поэтому рано узнал нужду и тяжкий труд. С самого детства Конфуция увлекали различные ритуалы и обряды. Даже детские игры будущего великого учителя сводились к подражаниям всяческим церемониям. Учиться, чтобы постичь смысл древних ритуалов, стало главной целью Конфуция. Бедность не позволила ему поступить в школу, где готовили чиновников, но не смогла угасить его стремлений. С пятнадцати лет он стал брать частные уроки и занялся самообразованием. Научившись иероглифам, он с головой ушел в изучение древних книг.
В девятнадцать лет Конфуций поступил на государственную службу. Работая на складах, он столкнулся с несправедливостью и злоупотреблениями многочисленных чиновников. Ему казалось, что главная причина тяжелой жизни простых людей именно в этом. Сам же Конфуций относился к своим обязанностям, как к священному долгу: тщательно следил за тем, чтобы товары были доброкачественными, вникал во все мелочи, интересовался способами увеличения урожая.
Может быть, этот любитель традиций так и остался бы просто усердным чиновником, но в 23 года его жизнь резко изменилась. Умерла его мать, и, согласно древней традиции, ему следовало на три года оставить службу. Правда, никто уже не соблюдал это правило так уж строго, но Конфуций никогда не делил правила на важные и неважные. И древний обычай он исполнил. А все освободившееся время посвятил изучению старинных книг. И жизненный опыт, и прочитанные книги привели Конфуция к выводу, что все беды его родины происходят именно из-за пренебрежения древними традициями. В старых рукописях он читал о блаженной жизни народа в неразделенном царстве Чжоу, где властитель был мудр и справедлив, войско преданно и отважно, крестьяне трудолюбивы и честны, женщины верны и нежны, земля плодородна и обильна. Но со временем несоблюдение правил привело ко множеству бед, и в стране наступил хаос. Значит, чтобы вернуть благоденствие, каждый человек должен стать требовательным к себе, соблюдать древние традиции. И тогда в обществе воцарится порядок и гармония.
По прошествии трех лет молодой мыслитель решил поделиться своими открытиями с другими. Вокруг него стали собираться сверстники, видевшие в нем наставника. Он читал вместе с ними старинные рукописи, объяснял древние обряды, а скромная плата, которую он получал от учеников, позволила ему посвящать все свое время делу возрождения великих традиций.
Мечтой Конфуция было служить советником при правителе, чтобы показать людям правильность своих взглядов на практике. Конфуций ездил из княжества в княжество, пытаясь найти такого правителя. Одно время ему удалось произвести впечатление на князя Ци, но многочисленные сановники, опасаясь конкуренции, настроили князя против него, сказав, что всей жизни не хватит для обучения всем этим церемониям. Потом было еще множество бесплодных попыток, и в конце концов учитель понял, что среди правителей он никогда не найдет себе ученика.
За свою жизнь Конфуций не написал ни одной книги. Как-то один из его учеников, потрясенный мудрой фразой учителя, решил ее записать, чтобы оставить для потомков. Потом другие ученики тоже стали записывать высказывания учителя, и уже после его смерти из этих записей составили книгу «Беседы и суждения», которая, пережив века, донесла учение Конфуция и до нас.
Основное в учении Конфуция – принцип исправления имен. Однажды его спросили об управлении государством. Учитель ответил: "Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном". То есть, каждый человек должен служить достойно на том месте, где он поставлен. Нам тяжело понять Конфуция. Мы привыкли считать начальников глупыми и думать, что уж мы-то на их месте все делали хорошо. А Конфуцийсоветовал тем, кто желает руководить страной, сначала научиться управлять собой, затем – своей семьей. И когда ты поймешь, что такое управлять, тебе и не захочется править страной.
 При всем благоговейном отношении к ритуалам Конфуций так же высоко ставил и человеколюбие. Если человек человеколюбив, считал он, но не знает ритуала, он подобен деревенщине. Если человек знает, как себя вести, но не человеколюбив, он подобен ученому-книжнику. Только того, в ком человеколюбие и знание ритуалов уравновешивают друг друга, можно назвать благородным мужем.
Во всех делах важны рассудительность и осторожность. Когда учителя спросили, кого бы он взял с собой на войну, он ответил, что взял бы не того, кто с голыми руками бросается на тигра, переправляется через реку без лодки, гибнет, не испытывая сожаления, а того, кто в делах проявляет осмотрительность, тщательно все продумывает и добивается успеха.
Эти мысли и советы Конфуция пережили века. И это несмотря на то, что спустя триста лет после его смерти к власти пришел император, пожелавший уничтожить всякую память о мудреце, чье учение показалось ему чересчур пацифистским. Он повелел сжечь все книги учителя, а всех последователей Конфуция отправил «в места не столь отдаленные» – на строительство Великой Китайской стены. Но все равно нашлись смельчаки, сохранившие книги и верность учителю. И уже следующая династия вновь возродила конфуцианство.
Надо сказать, основные идеи Конфуция даже в древние времена считались утопическими. Философ искренне считал, что, если человека научить ритуалам и дать ему достойную жизнь, он станет добрым и милосердным. Но сегодня многие люди прекрасно знают и ритуалы, и то, что добрым быть надо, да и жизнь у многих стала получше. И хотя не все знакомы с конфуцианством, но, что касается его главной заповеди: «Не делай другому того, чего не хочешь для себя», которую называют золотым правилом нравственности, думаю, в наше время трудно найти человека, который не слышал ее хотя бы от Дейла Карнеги. Да вот только человеколюбием и не пахнет. На смену открытой вражде приходят интриги, а зло человеку делают, не убирая с лица обаятельной улыбки.
Через пятьсот лет после Конфуция в Иудее родился Иисус Христос, который не только учил добру и говорил мудрые слова, но и по-настоящему знал сердце человеческое. Знал, что вся беда не в бедности людей и не в незнании закона, а именно там – в сердце, из которого и растут злые помыслы, убийства, воровство и ложь. Поэтому Христос говорил, что мало узнать заповеди, чтобы стать добрым и человеколюбивым – для этого нужно стать другим человеком, родиться заново. И только Бог может вложить в нас эту частичку Царства Божьего, царства добра и справедливости, идеального государства, о котором мечтали Конфуций и Платон, коммунисты и утописты, где люди будут счастливы и где все скорби человечества будут забыты.
Драгоценные изречения
Сегодня почтительностью к родителям называют их содержание. Но люди содержат также собак и лошадей. Если родителей не почитать, то чем будет отличаться отношение к ним от отношения к собакам и лошадям?
Тот, кто стремится познать правильный путь, но стыдится плохой одежды и пищи, не достоин того, чтобы с ним вести беседу.
Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторожность без ритуала приводит к боязливости; смелость без ритуала приводит к смутам; прямота без ритуала приводит к грубости. Если государь должным образом относится к родственникам, в народе процветает человеколюбие. Если государь не забывает о друзьях, в народе нет подлости.
Народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать почему.
Учитель хотел поселиться среди варваров. Кто-то сказал: "Там грубые нравы. Как вы можете так поступать?" Учитель ответил: "Если благородный муж поселится там, будут ли там грубые нравы?".
Вне своего дома относись к людям так, словно принимаешь дорогих гостей. Используй народ так, словно совершаешь важное жертвоприношение. Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве и в семье к тебе не будут" чувствовать вражды.
Цзы-гун спросил об управлении государством. Учитель ответил: "[В государстве] должно быть достаточно пищи, должно быть достаточно оружия и народ должен доверять [правителю]". Цзы-гун спросил: "Чем прежде всего из этих трех [вещей] можно пожертвовать, если возникнет крайняя необходимость?" Учитель ответил: "Можно отказаться от оружия". Цзы-гун спросил: "Чем прежде всего можно пожертвовать из [оставшихся] двух вещей, если возникнет крайняя необходимость?" Учитель ответил: "Можно отказаться от пищи. С древних времен еще никто не мог избежать смерти. Но без доверия [народа] государство не сможет устоять".

Комментариев нет:

Отправить комментарий