пятница, 23 декабря 2011 г.

design issues of regional development


вопросы проектирования регионального развития УКРАИНЫ

Свободный деятельный человек àсамодостаточные регионы àсильное государство.
Введение.
Население постсоветской Украины живет в областях, которые отличаются друг от друга размером территории, количеством населения, национальным составом, качеством управления, доступом    к центральной власти, экономическими, технологическими и человеческими ресурсами, степенью адаптации к рыночным отношениям и способностью   воспользоваться новыми возможностями для развития и взаимовыгодного сотрудничества с внешним миром.
Этот объективный факт, при переходе от тоталитарной социальной системы к демократическим формам организации жизни и деятельности, имеет принципиальное значение. Он, собственно говоря, и задает основные рамки регионального подхода в формировании новой государственности. Именно учет  множественности и специфики каждого региона (природная, культурная уникальность); наличие потенциала (естественный ресурс плюс конкурентоспособное производство) и умение воспользоваться новыми возможностями(человеческий ресурс) является исходным пунктом в проведении региональной политики. Отказ от унифицированного подхода и фискальной политики к территориальным образованиям,  что естественно  приводит к делению областей на дотационные и донорские, в пользу формирования условий для развития деятельности создаст новые, необходимые для каждого региона ресурсы.
Хотя в последнее время центральные власти усилили   попытки восстановить  "властную  вертикаль",  используя  набор  финансовых, политических и административных мер, отношения между центром и регионами все еще далеки от урегулирования и дисбаланс управленческих связей продолжается на всех уровнях власти.   Тем   не менее, современными политиками признается, что ключ к будущему развитию Украины лежит в регионах, а точнее в среде все более искушенных муниципальных и региональных лидеров, которые проявляют в сложной ситуации неординарные управленческие и хозяйственные способности, необходимые во времена экономических и социальных преобразований.
В этом отношении процесс регионализации в Украине идет, хотя он, в основном, носит имманентный, неоформленный характер. Так как, во-первых, для осуществления региональной (местной) деятельности отсутствуют соответствующие организационные структуры,  правовые и финансовые условия, а, во-вторых, нет ясной теоретической проработки употребляемых понятий: регион, региональная политика и др. Но до сих пор остается невыясненным вопрос: в чем смысл и сущность нового регионального подхода (политики)?
Основной вывод, который можно сделать после первой попытки одолеть актуальную тему, состоит в том, что в настоящее время отсутствует достаточная теоретическая база для организации новой региональной практики. Все пользуются одними терминами (регион, политика, развитие и др.), но каждый говорит про свое. Поэтому содержательной коммуникации между участниками и  разработчиками нет, процесс «окукливается» и документ «замирает» в соответствующих административных структурах.
Поэтому первый вопрос – это вопрос разработки концептуального документа, который несет в себе как новую идею, так и коммуникативное со-держание.
Авторы в этой статье делают попытку выявить и обозначить некоторые теоретико-деятельностные аспекты регионального подхода. Но сначала необходимо провести понятийный анализ «обилия» опубликованных и разработанных концепций.
Критика некоторых подходов и концепций  региональной политики.
Проанализировав имеющиеся документы, разработанные различными фондами, центрами, союзами, можно сделать несколько конструктивных замечаний.
1.     По стилю изложения они декларативны, прописанные цели или расплывчаты или выражают благие намерения, которые не подкреплены ресурсами и механизмами реализации, что делает их не выполнимыми. Основной смысл текста лежит в логике планирования необходимых мер и директив различным инстанциям на тему: «Что хотелось бы иметь и что надо для этого сделать другим». Разумные по своей сути тезисы этих концепций, вне контекста понимания современных тенденций и реальной ситуации на местах и в центре, - остаются лозунгами, справочным материалом или  частичным решением актуальных задач.
2.     Предлагаемые концепции носят ярко   выраженный предметный характер. Они пишутся, как правило, экономистами или юристами и поэтому являются, с одной стороны, всегда узкопрофессионально направленными (хотя с профессиональной точки зрения зачастую сделаны на хорошем уровне), а с другой стороны, понимать их тексты могут только специалисты данного профиля. Такие концепции с государственной точки зрения безадресны, т.к. составлены в ведомственной традиции, что не позволяет строить процессы коммуникации с другими субъектами деятельности и особенно с политиками.
Здесь следует заметить, что любая социальная реформа является социально-политико-экономико-правовой и носит она процессуальный, проектный характер, в которой участвует коалиция сил и интересов из различных сфер деятельности. Поэтому разрабатывать социальные концепции, тем более их реализовывать может только полипрофессиональный коллектив (команда).
3.     Новый подход и его концептуальная проработка должны породить новый ресурс. Большинство  написанных документов по регионалистике требуют для их выполнения дополнительные ресурсы, которые, как уже многие понимают, негде брать.
4.     Документы пишутся в терминалогическом жанре, без введения основных понятий, что не создает общего смыслового поля. Например, в одном случае регион отождествляется с районом, т.е. происходит подмена понятий. В другом случае, дают определение региона, тем самым уже определяя других.  
5.     Большинство концепций написаны в естествено-научной традиции. Авторы предполагают, что если объективно поставить проблемы, то они и решатся сами собой, эволюционным путем. Упускается деятельностный аспект и процесс реализации, неясно кто и какими способами реализует цели.
6.     Предметом большинства концепций является не региональная политика, про нее, как правило, не пишут, а перечень правовых, финансовых, социальных, организационных мер по улучшению ситуации в регионах. То есть мысль авторов лежит в прошлом, но никак  не в будущем.
Любая концепция должна быть ориентированна на будущее, что определяют ее специфическое содержание, которое носит проектный характер, т.к. надо сделать то, чего еще нет. И привычными средствами деятельности будущее не спроектируешь.
Исходя из анализа, можно поставить некоторые рамки и определить основное содержание концепции
Понятие и содержание концепции.
Концепция, на наш взгляд должна иметь четкий адресат - это  политические деятели всех уровней. Под политикой здесь понимается не идеологизированный тип партийного функционирования, а в соответствии с основной идеей Аристотеля, особая управленческая деятельность, как искусство достижения стратегических целей общественного развития. Такое понимание политической деятельности опирается на проект организации деятельности ключевых    государственных,    общественных,    ведомственных и разнопрофессиональных позиций (людей)*. В контексте сказанного концепция должна дать политикам управленческое знание, определяющее принципы связи стратегических целей и  механизмов их реализации в исторически конкретной ситуации. Отсутствие же в концептуальном документе стратегических целей и способов их достижения превращает его либо в политический манифест, либо в справочник актуальных проблем.
Концепция – это не план, когда намечена конкретная цель, поставлена задача и имеются для реализации соответствующие ресурсы. Концепции по своему содержанию и тексту отличаются от закона. В отличии от Закона концепция задает идейно-смысловое направление движения, которое еще предстоит оформить в пакете законодательных инициатив. Тем самым содержание концепции опережает  законотворческую деятельность депутатов. Если текст концепции по преимуществу совпадает с текстом предполагаемого закона, это значит, что данный документ составили в логике закона и он не может быть концепцией, т.к. носит избирательный, закрытый характер.
Концепция по своему содержанию является открытым документом, то есть обеспечивает включение в нее фактически неограниченного числа деятелей:  представителей высших законодательных органов  власти, представителей исполнительной власти на федеральном, региональном, местном уровнях, профессионалов из основных сфер деятельности. Закрытая концепция не подходит для нашего общества, поскольку сегодня само общество не носит консолидирующего характера.
Основное содержание концепции формируется из представления об открытом украинском обществе, как системе взаимодействующих регионов, групп и общностей людей, свободно строящих программы своей деятельности, в соответствии с совместно выработанными договорными нормами и Конституцией. При этом стратегия развития общества разрабатывается не только экономистами, а коалицией представителей всех сфер общественной практики и различных уровней власти. Это дает возможность преобразовать систему экономики из отрасли в сферу целостной общественной практики и сформировать новый широкий слой политической элиты.
Таким образом концепция регионального развития создается для того, чтобы определить культурно-исторический смысл развития Украины и основные направления ее движения по строительству новых форм общественной жизни и нового типа государственности.
В этом отношении концепция - согласованный   и    законодательно      утверждаемый документ, фиксирующий стратегию, основные направления и механизмы как внутреннего регионального развития Украины,   так   и   развитие Украины   в   мировом макрорегиональном пространстве.
Только после утверждения концепции разрабатывается государственная программа регионального развития   Украины, которая реализуется в три взаимосвязанных этапа, логическая суть которых определена простым правилом: не сделав одного, не приступай к другому.
На первом этапе главной задачей   является предотвращение с помощью специально выверенных политических решений и управленческих действий деструктивных  тенденций  в системе властных отношений в стране, проведение административной реформы, установление понятных для всех субъектов власти и слоев населения правил игры в экономическом, правовом и политическом пространствах, провозглашение четких целей и путей развития государства. Важным моментом на этом этапе становится "точечное выращивание" на экспериментальных площадках в каждом регионе прорывных технологий и производств; определение потенциала и ресурсов для вхождения  в  существующие  международные  экономические  и  политические инфраструктуры.
На втором этапе  - основной задачей  является  постепенный   и общественно контролируемый    процесс    освоения      и         проектирования конкурентоспособных производств, товаров и услуг с выходом на мировые рынки с учетом государственных, региональных и частных интересов.
На третьем этапе складывается новая украинская государственность как субъект мировой политики с мощно развитой внутренней  инфраструктурой   в социально-экономической, правовой,   политической   и   социокультурной   сферах, характерные черты которых даны далее в тексте. Возможен и даже необходим вариант одновременного   запуска       трех       программ: краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной.
Но как мы писали выше, без анализа ситуации и учета внутренних и мировых тенденций строить и проектировать будущее страны, не представляется возможным.
1.     Ситуация и современные тенденции.
Пока мы  не  вникнем мыслью в то, что есть, мы   никогда  не сможем принадлежать тому, что будет.
М.Хайдеггер

Эта мысль знаменитого немецкого философа своевременна для нашего государства, находящегося в переходной фазе реформирования общества. Она задает базовую схему проектирования социальной системы, когда прошлое àнастоящееàбудущее является неразрывной системной категорией.
 








                                              Е
                                               Рис.1.
Схема шага развития социальной системы задает основные принципы реформирования социума:
1.     Естественным путем перейти из прошлого в будущее невозможно. Такой путь натыкается на разные непреодолимые барьеры (стрелка внизу, рис.1.) т.к. непонятно откуда и куда идем. То есть необходимо понять, что мы имеем, каков наш потенциал (взгляд в прошлое). Принципы приемственности.
2.     Выявление современных тенденций развития и разработка на их основе, опираясь на существующий потенциал новой идеи или по М. Веберу идеального объекта (будущего), которое и является концептуальным содержанием реформы. Принцип идеализации.
3.     Определение способов и механизмов реализации (настоящее), т.е. каким образом, за счет каких средств мышления и деятельности будет осуществлен переход. Этот путь носит проектный характер, для которого необходимы новые образцы деятельности. Именно новые.
Попытки трансплантации чужого опыта в исторически сложившиеся популяции нашей страны - путь по прототипу – заводят реформы в тупик.* Даже если представить, что через какое-то время  удается реализовать начатые реформы по заданному образцу, то окажется, что те же Швеция и Германия (условно) на которую мы ориентировались, за это время сделают шаг собственного развития и уйдут опять вперед. То есть Украина будет пользоваться формами и методами государственного строительства прошлого, но никак не будущего (рис.2.) Как показывает исторический опыт, догнать нельзя, можно только безнадежно отстать, или … перегнать.
 

Швеция                       Настоящее                 Будущее
 


Украина
 



Рис.2.
Обозначения:

          - оформленный образец

         - новый культурный образец
 

          - неопределенность
 

           - проектирование собственного культурного образца

Более перспективным является путь, при котором государственное строительство осуществляется в контексте мировых тенденций изменений форм государственности и Украина будет проектировать собственные сферы деятельности и систему управления. Тогда мы имеем шанс в будущем войти в мировое сообщество, как равноправный субъект мировой политики.[1]
В этом отношении метод проектирования имеет серьезную перспективу, так как он основывается на собственном историческом опыте с учетом культурного развития страны. Это означает, что  Украина может отказаться от копирования существующих моделей хозяйствования и управления в развитых государствах.  По сути это ориентация на прошлое т.к. передовые страны быстро выстраивают новый контур геополитического будущего (см. рис.3.)
 

Швеция                       Настоящее                 Будущее
 


Украина
 

Рис.3.
Ведь перед Украиной уже сейчас стоит задача вхождения в мировые ифраструктуры не в качестве сырьевого участника, а «держателем» собственных международных сетей или выделенной части инфраструктуры. Стратегия мировой политики на современном этапе строится с учетом «держателя» контрольного пакета геоэкономических инфраструктур. Выгодное географическое положение   Украины   позволяет   ей эксплуатировать не только идею «транзитного государства» но, н это следует особенно подчеркнуть, разработать стратегию «приживления» на своей территории разных региональных образований всех возможных стран и включиться   в существующие мировые инфраструктуры. При этом следует подчеркнуть, что потенциал областей Украины позволяет проектировать межрегиональные экономические связи (внутренний рынок), а так же включаться в существующие международные системы или разрабатывать новые геоэкономические сети (внешний рынок). Но проектная деятельность должна учитывать тенденции развития, чтобы не впасть в прожектерство.
Современные тенденции.
Процессы, происходящие в конце XX века, резко отличаются от общепринятых методов традиционной политики. И мы должны понимать быстро меняющуюся ситуацию в  мире,  которая  откладывает серьезные "отпечатки" на внутренние государственные процессы.
Во-первых, изменились понятия и теоретические модели государственной политики и целостное схватывание самого мира. Близок к своему завершению переход от закрытых форм государственности к открытым международным инфраструктурам. Эти течения и теории во многом уже определяют не только умы интеллектуалов и политиков, но и в той или иной мере реализуются в мировом пространстве.* Во-вторых, необходимо учитывать переходность момента не только   на постсоветском пространстве, но и динамизм формирования новой мировой политической архитектоники. Это требует реальных знаний о ситуации, которые принципиально отличаются от естественно-научного знания, т.к. носят не объектный, а деятельностный характер. Исходя из нашей действительности, представляется ясным, что значительное количество людей оказываются вне знания ситуации и ее (ситуацию) не видят, поскольку не являются активными действующими лицами. Они представляют собой либо инертный социальный материал, либо страдающую сторону от активности действующих сил. Поэтому при анализе ситуации ее необходимо «проиграть» с учетом трех основных компонентов:
а) «плацдарм» - место, на котором разворачивается ситуация;
б) движущиеся на этом плацдарме «фигурки» (силы, позиции, роли в различных проявлениях),
в) «правила» их движения (правилами могут быть ограничения на действия, ресурсные ограничения, возможности анализа и способности к размышлению «фигурок» и пр.
Поверхностный анализ порождает игру в мифы, дает возможным спекуляции на непонимании и создает предпосылки для формирования ложных, порой виртуальных представлений о реальности. Особенно популярны игры в демократию, рынок и политологию. Левые, правые, коммунизм и капитализм, разделение властей, собственность - все это из лексикона 19 века, а учиться в школе у нас нет времени. Серьезные аналитики и политики прекрасно знают:
1.     демократия начинается с гражданского общества, а не с законотворчества по формированию демократических институтов;
2.     в основе рынка лежит собственное производство и  действующие самостоятельные  субъекты, а не рыночная идеология и институты рынка;
3.     основа для политической партии - это мировоззренческий (ценностный) проект для большинства общества и формирование элиты, а не лозунги, устаревшие экономические модели и социальные мифологии;
4.     собственность начинается с деятельности (профессионализма) и с права на собственность (легитивность), а не с владения и пользования имуществом;
5.     безопасность страны обеспечивает не только техника и специалисты, а единение народа и коалиция политиков,  состоящая из коммунальной, региональной, ведомственной и государственной элиты, что позволяет государству быть субъектом, а не объектом в мировой политике.
6.     регион – это не натуральное, административное образование, а полисфера, потенциально включающая в себя различные цельные образования: геосферу, ойкумену (дом как родина, а не жилище), этносферу, техносферу и ноосферу.
Этот важный момент позволяет проектировать регион в мыследеятельностных, а не в территориальных рамках. Вследствие этого территориальная определенность региона в контексте деятельности весьма условна.
В нашей же ситуации все делается с точностью до наоборот, т.е. цель подменяется средством. Мы создаем средства, не определив цели и базу для формирования демократического общества.
Штрихи ситуации.
Переходность момента.
Попытки политологов определить откуда и куда мы идем, или от чего к чему переходим, приводят нашу мысль в тупик, являются идеологическими штампами. Представляется более конструктивным выявление проблем современной ситуации.
Смена социально-экономической модели развития страны поставила две актуальные проблемы в социокультурной сфере.
Во-первых, появилась острая необходимость в новой идеологической концепции, т.к. идеология, а точнее мифология перестройки уже не срабатывает и превратилась в идеологическую риторику, закрывая понимание происходящих процессов. Появившийся еще в период перестройки тезис демократизации общественной жизни  и  свобод остается единственным реальным в украинском обществе. Никто его , ни одна партия, не оспаривают, но это не решает проблему идеологического вакуума.
Ведь идеология - не что иное, как система ценностей, оформленная в виде политического мировоззрения, она имеет значение веры. Потому что выполняет мобилизующие функции, помогает консолидировать общество, превозмогать трудности в критические периоды и нацеливать его на решение социально-экономических и политических задач.
Во-вторых, неопределенность и кризис ситуации проблематизирует традиционные средства деятельности и актуализирует роль образования специалистов.
В современной ситуации приходится решать задачи, которые мы прежде не решали. В процессе демократизации жизни и реформирования экономики мы осваиваем новые виды деятельности и методы управления. Потому что складывающаяся новая реальность требует находить нестандартные решения, но им противостоят ранее сложившиеся стереотипы управления и действий. А новые ситуации делают неадекватными старые средства, что в конечном итоге создает опасную иллюзию деятельности, которая на самом деле таковой уже не является. Говоря другими словами, мы сейчас наблюдаем явный разрыв между осуществляемой деятельностью и требованиями конкретной реальности. Этот момент фиксируется в распространении некомпетентности, которая уже носит объективный характер, так как прежний профессионализм и система  образования  ушли  в  прошлое,   а новая профессиональная деятельность еще только формируется.
Смена парадигмы власти.
В современный период оформилась мировая тенденция перераспределения власти путем складывания новых самостоятельных форм: финансовый капитал, информационные и интеллектуальные центры, профсоюзы, партии, средства массовой информации и т.д. Произошло по терминологии Олвина Тоффлера "рассеивание" власти по разным структурам. которые существуют автономно и не имеют прямой зависимости от государственных органов управления. В ведущих странах мира данный процесс развивался во многом эволюционным путем, когда параллельно трансформации власти менялась система государственного управления и идеология.
Смена форм государственности. Государство, как закрытая суверенная социальная система — это миф из прошлого. Построение форм государственности без учета существования транснациональных и международных структур сегодня бесперспективно. Хотим мы этого или нет, но любое государство прони­зывают различные экономические, информационные, поли­тические, криминальные и другие транснациональ­ные инфраструктуры, которые существенно оказывают влияние на жизнь и политику страны.
Местное самоуправление.
Процесс формирования мировых региональных инфраструктур, откладывает серьезный отпечаток на понятие местного самоуправления.
Местное самоуправление не может развиваться, не ориен­тируясь на более мощное региональное движение. Это означает, что сейчас местная  власть не может действовать в замкнутой территориальной границе. И местное самоуправление – это не только орган власти, но и особая деятельность по развитию территории. Построение совместимых кооперативных связей и отношений между селами и городами является необходимым, важным условием развития местного самоуправления.
Конституционность как основополагающая норма и универсальная юридическая власть государства и международное право своих миссий на данном историческом этапе не выполняют, т.к. будучи по своей сущности консервативными,  не успевают     за     динамизмом  происходящих преобразований. На рубеже   веков   и   тысячелетий строятся новые, международные отношения, традиционная дипломатия и автономная государственная юриспруденция уходят в прошлое. Закон и право резко поляризировалисъ уже не  несут  единую   социокультурную функцию обеспечения жизнедеятельности страны и вступили в противоречие друг с другом. Непонимание этого факта юристами, законодателями и политиками приводит нас в кинотеатр "Иллюзион" для просмотра очередной серии виртуального законотворческого мира.
Мифологизация сознания.
Приоритетность   экономических   реформ   для     общественных преобразований - один из укоренившихся мифов, который  эти  самые преобразования и тормозит. Надо искать внеэкономические причины кризиса и утраты веры в реформы и делать их приоритетными в государственной политике. Одна из них - это снижение легитимности существующей социальной системы в глазах у населения. И обусловлен этот кризис доверия не только низкими экономическими показателями, а прежде всего диссонансом между целями и идеалами рыночной экономики и социальной практикой реальной жизни. Более того именно моральный и политический кризис в определенной степени дезорганизовал экономическую жизнь.
База и исходный уровень регионального развития Украины. Факторы, ему противодействующие.
Строя любые, самые смелые проекты, мы должны четко осознавать: то, что мы имеем, должно и может стать опорой развития общества. Существующий сегодня уровень   государственности, экономики, политики ,науки, образования и культуры Украины не может быть обесценен. Все что имеется в стране позитивное является национальным достоянием, сохранение и приумножение которого составляет суть его развития. Исходной      основой существующей  региональной системы Украины является:
1. Проведение определенных систем действий во внешней и внутренней сферах, что обеспечивает в стране гражданский мир и относительное согласие основных слоев населения на продолжение демократических преобразований и формирование новых экономических отношений.
2. Централизованная    система    руководства,        которая обеспечивает при соответствующем ее задействовании  быстрое распространение новых технологий, опыта и образцов региональной практики.
3. Выгодное геополитическое и географическое   положение Украины, достаточно устойчивый природный, социальный и культурный ландшафты, что является основой для быстрого проектирования и программирования внутреннего и внешнего рынков.
4. Высокий уровень технологий и производств в определенных областях народного хозяйства.
5. Система Национальных Академий и структуры вузовской науки.
6. Единая система   образования (госстандарты),    позволяющая наряду    с регионализацией образования проводить осмысленную государственную политику. До сих пор в некоторых областях образования мы остаемся на передовых позициях в мире.
Факторы противодействующие развитию.
Региональному развитию Украины противодействуют следующие факторы:
1.     падение престижа власти, что приводит к деструктивным тенденциям в обществе, неуправляемости на местах, ассоциальным процессам и криминализации все больших слоев населения;
2.     катастрофическое снижение общего уровня жизни людей, которое приводит к социальной апатии,   потребительскому   типу   сознания, отсутствию смысла и перспективы проектирования собственной жизни, не говоря уже о включенности в созидательный общественный процесс;
3.     отсутствие принятой большинством общества стратегии развития страны;
4.     разоформление сложившейся социальной и производственной инфраструктуры, что порождает устойчивые формы отчуждения больших масс людей от труда, от земли и друг от друга;
5.     односторонние, по своей сути фискальные бюджетные   и налоговые системы, которые не дают строить стратегию ни государству, ни регионам;
6.     низкий уровень подготовки, переподготовки и     повышения квалификации специалистов и управленческих кадров для работы в сложных, неопределенных условиях;
7.     "утечка мозгов" практически из всех сфер народного хозяйства;
8.     отсутствие эффективной практики изучения   и    обобщения собственных и заимствуемых конкурентоспособных   технологий,     производств     и    образцов деятельности.
Таким образом, исходя из анализа ситуации и современных тенденций, меняется сам принцип самоопределения в сфере политической деятельности и особенно в рамках складывающихся мировых региональных ситуаций, что предполагает в качестве обязательного условия смену подхода (объектов мысли), понятий, предмета исследований и типа осуществляемой практики.
II. Идея регионального подхода.
Текущий период мирового развития все более настойчиво выдвигает на передний край теории и практики международных отношений проблемы, решение которых требует координации и объединения усилий стран всего мира. Все чаще ставится вопрос о создании идеального порядка международных отношений, а в этом контексте, естественно, подвергаются критике существующие концепции государственного суверенитета. Однако наряду с формированием теории и практики глобального мирового порядка укрепляется альтернативная идеология национальной и культурной автономии.
Тенденции глобализации, централизации власти навязывают ответную реакцию в формах автономистских движений и стремления отдельных стран к проведению самостоятельной политики вплоть до обособления и реализации конфликтной политики. Возникает тотальное противоречие между глобальным идеальным порядком международных отношений и стремлением отдельных стран и наций к обособлению. Одной из форм разрешения этого противоречия во второй половине 20 столетия становится тенденция регионализации и регионального объединения стран.
С точки зрения введенного представления, можно утверждать, что процессы регионализации и формирования «регионов» различного уровня сложности является одними из ведущих процессов на рубеже третьего тысячелетия. Идеология регионального развития «снимает» целый комплекс исторических проблем и становится ключевой в международной политике и теории международных отношений. Уже сегодня можно отметить бурный рост исследований по региональной проблематике, усиление интереса к процессам становления и оформления экономических и политических регионов.
Регионализация  породила  идею  Европейского  дома,  Азиатско-Тихоокеанский регион как новую воронку гуманизации и развития человечества. Идет формирование и борьба за Балтийский регион, Черноморский бассейн, Кавказкую и Крымскую исторические популяции, через которые проходят или строятся мировые инфраструктуры.
Здесь следует заметить, что в настоящее время серьезные ученые и политики подвергают критике старые принципы и стратегии экономических действий на региональном уровне. Признаются недопустимыми «снятие сливок» с региональных ресурсов, односторонняя ориентация на включение стран в мировую систему разделения труда, без учета их культурно-исторической традиции.
Экономический подход строился на анализе процессов потребления, распределения   и   производства.   Тайна   производственного   (как капиталистического так и социалистического) накопления в той же степени состоит в разорении природы и трате естественных ресурсов Земли, как и в растрате рабочей силы производителя.
Поэтому в новом подходе к регионализации меняется логика анализа регионального развития, сам тип социально-экономических программ. Логика достижения цели уступает место логике анализа, соотношения и соразмерения ресурсов, воспроизводству полных систем жизнедеятельности человека.
Идея региона и регионального развития начинается с понимания того, что экономический рост есть иллюзия развития. Необходим отказ от логики индустриализации и рассмотрения регионализации как дополнительного колеса промышленной политики. Основным объектом анализа становятся не предприятия, не производственные центры и даже не города, а региональное пространство, его плотность, его насыщенность сетями коммуникации, его пронизанность социокультурными факторами, позволяющими преодолевать моноэкономический подход. С этой точки зрения «регион» может рассматриваться как сумма материальных, технологических, интеллектуальных ресурсов (точнее ресурсных отношений), культурно-исторических образований, а это, в свою очередь, предполагает, что мы выходим к новым перспективам и горизонтам возможного развития различных стран и регионов. В современный период истории на одном географическом пространстве практически не может быть изолированного существования хозяйства.   В   реальном географическом пространстве имеет место совместность владения и пользования теми или иными ресурсами.
Процесс регионализации оказался не просто послевоенной модой и достиг своего определенного расцвета в настоящее время. Исторически он оказался равномощен и  противопоставлен в общественном сознании имперскому мышлению, особенно после распада еще одной империи - Советского Союза. Вся мировая история демонстрирует устойчивость региональных образований и эфемерность империй, тем самым доказывая, что регион не территориальное понятие и никогда не может быть империей, а культурно-историческое образование.
Современный регионализм по своей социокультурной и духовной мощи стоит в одном ряду с идеями "третьей волны" постиндустриального общества и противостоит идее чистого экономизма, т.к. созвучен идеи наступающего нового гуманизма, когда самоценностью является среда обитания человека и человек является и субъектом, и элементом этой среды. При этом государство строит культуросообразные формы жизни и различные хозяйственные уклады, а не жилища и потребительский рынок в идеологии экономического подхода.
III. Основные ориентиры регионального развития Украины.
Основное содержание регионального развития задается способами обеспечения, с одной стороны, тех условий, которые необходимы Украине для вхождения в мировое сообщество, как равноправный субъект мировой политики. А с другой стороны, внутренними региональными  задачами: поднятие жизненного уровня людей, возрождение   национального богатства и экономики, формирование демократического гражданского общества и самоуправляемых общин.
Принципом конструирования программы регионального развития Украины для нас выступает сопряжение трех деятельностных принципов. Во-первых, использование базы и исходного уровня    развития    Украины. Во-вторых,    постепенное сглаживание     и       устранение противодействующих факторов. И втретьих, практические действия в следующих сферах:
Мировоззренческий проект.
Одна из проблем, которая дестабилизирует общество и не позволяет выполнять обычную упорядоченную  работу  от  рабочего  до министра,   это     отсутствие общепринятого (конвенционально согласованного) представления об обществе и государстве, которое мы сегодня строим. Руководители всех уровней,  работая   с подчиненными, должны осуществлять функцию гражданской ориентации, уметь ответить на сложные вопросы нашей общественной жизни, помочь людям самоопределиться, продемонстрировать   собственные ценности. Особенно это важно в управленческой и педагогической среде. Однако, мы, как правило, уходим от подобных вопросов. Возникающий в обществе, школе,   вузе,   на   производстве мировоззренческий и ценностный вакуум,   способствует    росту ассоциальных и криминальных тенденций. Ориентиры для самостоятельного формирования мировоззрения ни в коей мере не следует смешивать с различными идеологическими «измами», будь то коммунизм или капитализм. 
И тем не менее развитие и даже стабилизация общества сегодня немыслимы без разработки ценностных оснований, задающих рамки гражданского самоопределения людей, относительно перспектив развития страны и формирования нового лика Украины, обращенного в Ш тысячелетие. Создание подобного проекта не под силу узкой группе разработчиков. К решению подобной задачи должна быть привлечена вся украинская интеллигенция, в том числе и не проживающая в настоящее время на территории Украины.
Мы видим две опасности при разработке мировоззренческого проекта:
1.     искажение и стирание самого содержания мировоззрения, заменой его лозунгами, которые подменяют реальный опыт жизни;
2.     превращение мировоззрения в идеологию, когда процесс строительства системы ценностных ориентации - природа которого коллективна по сути - подменяется процессом вменения идеальных норм и образцов.
В обществе неизбежно сохранятся различные системы ценностей. Поэтому идеологический проект, во-первых, не может быть единым для всех слоев населения, а должен быть многоуровневым, дифференцированным по социальным стратам. Во-вторых, украинская модернизация имеет анклавный, очаговый характер. Это значит, что отдельные слои населения и даже целые регионы начнут втягиваться в нее не одновременно.
Поэтому важнейшим условием проведения реформ должен стать принцип соборности своеобразного идеологического «политеизма». В то же время частные идеологии важно объединить общей идеей, которая позволит консолидироваться вокруг решения государственных задач. Такой идейной рамкой может быть концепция общности исторической судьбы народов Украины и ее геополитические интересы.
Идеей территориального единства Украины может выступать идея региона (регионализация).
Начавшийся   в   последнее   время   процесс      регионального самоопределения (не путать с региональным сепаратизмом)   позволит построить межрегиональное пространство Украины, которое по сути будет занимать всю страну, и станет необходимым   условием формирования собственного уникального внутреннего рынка   и выращивание   собственных образцов государственного хозяйствования.
Региональный подход в современной ситуации снимает многие вопросы территориального и политического характера, т.к. базируется на следующих принципах:
1.     сохранение и воспроизводство культурных ценностей и исторического наследия Украины;
2.     развитие потенциала страны и новых форм общественной жизни;
3.     «приживление» лучшего зарубежного опыта.
Такое понимание идеологии регионализации позволит примирить позиции основных идейно-политических течений в стране - либерального, социалистического и национал-патриотического. Точнее объединить наиболее рационалистически мыслящих, настроенных модернизаторски сторонников этих течений, т.к. идеи сохранения, воспроизводства и развития свойственны всем политическим движениям.
Сфера экономики.                    
Национальную экономику необходимо строить с учетом перехода от промышленного способа организации хозяйства к современному инфраструктурному (региональному) методу развития экономики.
С середины XX века в мировой экономике стал формироваться инфраструктурный тип организации производства, сменив промышленные и технологические формы организации хозяйства. С развитием систем связи и информации эта форма деятельности стала распространяться с неимоверной скоростью. Оказалось,  что выгоднее иметь постоянно функционирующую систему, например, грузового транспорта по всему миру и продавать "места" в инфраструктуре, чем организовывать перевозку по заказу.
Для организации производства это означало новый шаг: разделив конкретные производства и общие для них потребности, можно менять производства "как перчатки". Для этого необходимо ввести единую систему стандартов и типологию продукции (что сейчас и делается). После этого у развитых стран не стало проблем с  производством: оставляя у себя науку, технологические разработки и образование, конкретные производства можно переносить куда угодно и  продавать кому  угодно, тем  более, что технологическая организация производства это позволяет. При этом производство никуда не исчезает (из США, например): мировые инфраструктуры транспорта, торговли, финансов обеспечивают контакты производства и всех потребителей, где бы они ни находились. Сменился тип мирового господства: не производитель конечной продукции и даже не создатель технологии "имеет все", а "держатель" мировой инфраструктуры. Региональные образования,  естественно, конкурируют между собой за "право владения" инфраструктурами.
Аспекты региональной экономической политики.
1. Высокоэффективной украинская экономика будет в   том случае,   если   она представит   собой     разнотипный общегосударственный социально-экономический организм, порождающий все новые и новые виды рынков и товаров. В этом отношении наряду с государственной программой, имеющей свою стратегию, в каждом регионе  разрабатываются   собственные,      имеющие  региональную   специфику, микроэкономические программы и сценарии их реализации. Такой подход позволит собрать разнородные, не связанные между собой экономические единицы, в полноценную сферу национальной экономики. Тогда будут   разработаны и восстановлены подлинные, а не фиктивные потенциалы и ресурсы регионов и получены   реальные экономические результаты. Для обеспечения процесса подобной стратегии должна быть разработана типология региональных программ с необходимым компонентом государственного заказа и осуществлена их экспертиза или сертификация.
Проектирование и запуск развивающихся   экономических программ в регионах будет осуществляться как  формирование своеобразного регионального сообщества (элиты), внутри которого разрабатываются и реализуются проекты развития отдельных сфер деятельности, происходит освоение собственных и «приживление» заимствующих западных образцов технологического и хозяйственного развития. Экономическая политика строится, исходя из представлений о том, что формирование внутреннего рынка в стране - обязательное условие общего повышения качества жизни. Это предполагает:     формирование локальных и региональных микроэкономических политик, реализуемых на уровне базовых субъектов власти; создание условий для реализации любых экономических программ граждан , предприятий, фирм и отраслей Украины.
Сфера власти.
Организация системы государственной власти и в стране строится с учетом того, что в современный период реализуется новая парадигма власти. Уже сложились новые ее формы: финансовые клубы, масс-медиа, интеллектуальные центры, религия и т.д. Более того принятый нами принцип разделения властей является одним из элементов государственной власти и ни в коей мере полноту власти не определяет. В западных странах, когда формировалась идеология разделения властей (19 в.), это касалось только управляемой власти, т.к. в стране существовала триада государственной власти: верховная власть, управляемая власть и духовная власть в форме морально-этических принципов М.Вебера и его протестантской этики. Мы взяли только один элемент из этой триады,(за него постоянно боремся), поэтому и образовались пустоты во властном пространстве.*
Для нас в ситуации системного кризиса более целесообразным является принцип кооперации и совместности всех форм властей, что предполагает наличие  мировоззренческого  проекта,  проведение  публично-правовой политики, формирование разных элит и ее коалиции.

Сфера управления.
Отсутствие системности власти негативно влияет на всю сферу управления: от президента до сельского головы. Органы местного самоуправления реальных властных ресурсов не имеют, занимаются, в основном, разбором завалов во всех сферах жизни, которых становится с каждым годом все больше, а ресурсов и полномочий все меньше. При этом   наблюдается тенденция центральных властей восстановить "властную вертикаль, используя набор финансовых, политических и административных мер. Попав в такую ситуацию, органы местной и региональной власти, замкнутые с двух сторон, полноценно функционировать не могут. С одной стороны на них мощным прессом давит "вертикаль" а с другой стороны, - проблемы в социальной среде. Такая ситуация приводит к вытеснению    публичной   управляемой власти    с   территориального политического пространства, порождая феномен безвластия и асоциальные процессы. (Рис.4.)
Рис.4.
Таким образом становится очевидным и ясным, что корни большинства вопросов лежат    в    устаревшей    системе государственного управления, так как совершенно непонятно какими процессами она управляет в современной ситуации.
Для проведения реальной государственной региональной  политики необходимо продуманное перераспределение  всего  властного ресурса страны в целях создания сбалансированной,  бесконфликтной системы управления государством. Речь не идет  о  перераспределении полномочий, этот путь заведет нас в тупик. Нашему обществу необходима понятная для всех структура управления, направленная, в первую  очередь,  на  решение  социальных проблем. Эта структура должна отвечать следующим  требованиям:
     1. Наличие полномочной власти на каждом уровне управления от гражданской общины до Президента, чтобы каждый  уровень  управления выполнял те функции, которые ему заданы. При этом  полнота власти определяется:
а) необходимостью решать те задачи, которые прописаны  Конституцией каждому органу управления;
б) всеми видами ресурсов для реализации функций и выполнения задач;
в) четко определенной  сферой  ответственности   каждого органа управления.
г) соответствующими полномочиями для решения государственных  задач и реализации собственных территориальных целей.



Полномочия


 
 


Ресурсы
 
Задачи
 
 

Сфера ответственности
 
                        
.

Рис.5 Полнота власти.


Исходя из приведенной схемы, при реализации административной реформы становится не  принципиальным с чего начинать: с полномочий, ресурсов или сферы  ответственности. Главное, чтобы каждый уровень управления был наполнен необходимыми структурными элементами, обладал их полнотой, логикой и  соразмерностью своего статуса.
В системе самоуправления схема полноты власти работает дважды: один раз – при выполнении государственных функций, второй раз – при реализации  задач местного самоуправления.
2. Организация  многоуровневой,  логически  взаимосвязанной системы государственного управления: от политического управления  страной до разных форм  самоуправления.
Схема государственного управления.
На рис.6 представлена принципиальная   схема  организации системы государственного управления.
Центральные органы управления
 
 

                                                                          Стратегия общественного развития страны
Уровень политического управления

 


        
Государственные задачи
Уровень регионального управления
                                                                       Региональные цели, программы

                                                                           Государственные задачи
Уровень местного самоуправления
                                                                                              Самоуправление

Рис. 6.
Здесь следует выделить несколько моментов. Во-первых, под политическим управлением понимается искусство   достижения   стратегических   целей общественного развития страны, когда все уровни управления завязаны в единый общенациональный процесс.
Во-вторых, важнейшее значение придается региональному уровню управления.  Являясь связующим звеном  между центральными аппаратами управления и системой местного самоуправления, региональная структура должна обладать, с одной стороны,    соответствующей    властью    для    выполнения государственных программ и задач, а с другой стороны, иметь полномочия для проектирования собственных финансовых и других механизмов в целях решения внутренних проблем и программ развития территории.
В-третьих, для обеспечения целостности системы власти все уровни управления "пронизываются" разными "вертикалями":
- законодательной системой;
- ценностями общества;
- государственными функциями и задачами;
- стратегическими целями государства;
- политическим управлением.
Выпуклости рисунка на среднем и низшем уровнях управления показывают  необходимость горизонтальных (регионалных) связей в развитии регионов.
Политическое управление
 
Как работает схема-принцип в управлении социальными объектами  можно  показать  на     примере     управления государственной школой (больницей).
 


                                                                        Региональное управление

Местное СУ                               СУ
                          

                               Школа (больница)

            Рис.7. Схема-принцип управления социальными объектами.

Госстандарты и методическое   обеспечение   осуществляют центральные органы. Финансовыми и материальными ресурсами снабжает региональный уровень. Кадровые назначения, дополнительные ресурсы   для собственного развития школы (больницы) решаются на местном уровне. Сама школа (больница) также имеет полномочия. Соответственно прописываются контрольные функции и сферы ответственности каждому органу управления. Это примерная схема управления социальным объектом. Нам важно показать принципы, на которых строится управленческая деятельность. Конкретное содержание и наполнение схем - это отдельная и очень необходимая работа, которую надо специально проектировать.

социокультурная сфера: наука, культура, образование.
Нельзя расформировать систему, если не реформирован человек самой системой.
Генри Форд.
Важнейшей темой формирования региональных стратегий развития является вопрос о восстановлении природных и человеческих ресурсов, воспроизводство полных систем жизнедеятельности человеческих популяций в условиях интенсивного технологического воздействия на окружающую среду и экстенсивного роста производства и потребления.
Образование.
Разумеется региональный подход выдвигает необходимые требования на оснащение управленческой элиты новыми методами и средствами деятельности, прежде всею герменевтического плана. Ведь со времен античности известно, что основная функция власти и сфера ее деятельности   -   это понимание.
Таким образом, на передний план нашей ситуации   выходит государственная задача образования руководителей всех рангов, пересмотрев при этом существующие формы и методы повышения квалификации управленческих кадров, сделав акцент на методологическое коммуникативное содержание образования. В пакет методологического образования должны войти средства социального и организационного     проектирования,     стратегического  планирования, имитационные,        деловые,           ситуационные, организационно-деятельностные игры и другие средства обучения, которые развивают мыследеятельность для организации новых видов практик в Украине.
Актуальность разработки новых форм и методов образования определяется тем, что органам управления приходится решать задачи, которые они прежде не решали. При этом мы наблюдаем, как минимум,  две проблемы в осуществлении профессиональной деятельности госуправленцев.
Во-первых, складывающаяся новая  реальность требует находить  нестандартные решения, но им противостоят ранее сложившиеся  стереотипы управления и действий, вообще отсутствие управленческого опыта.
Во-вторых, существенный разрыв проявляется между самой педагогической наукой, ее средствами, формами и методами обучения и требованиями к деятельности, которую должен осуществлять городской голова и его аппарат в реальной конкретной ситуации.
В итоге мы имеем парадоксальную, но ясную картину. Методы обучения и повышения квалификации в ВУЗах отстают от современной практики и не готовит руководителей к существующей реальности. А профессиональных качеств у мэров недостаточно, чтобы управлять  реальными процессами, что в конечном итоге создает опасную иллюзию деятельности, которая на самом деле таковой уже не является.
 Суммируя эти моменты мы фиксируем явный разрыв между  осуществляемой деятельностью на  местах и процессами современный реальности.  Этот момент проявляется  в распространенной некомпетентности, которая уже носит объективный характер, так как прежний профессионализм и система обучения ушли в прошлое, а новая профессиональная деятельность и современная подготовка кадров еще только формируется.
В этом отношении процесс повышения квалификации   руководящих работников приобретает для страны политическое значение. Однако, система послевузовского    образования     специалистов, основанная на принципах высшей школы, по своей сути решает  просветительскую задачу обучения, которая не эффективна в прикладных ситуациях управления.
Так, в системе повышения квалификации кадров практически  не используются современные управленческие технологии, такие как метод проектирования, рефлексивное управление и др. Слушателей не учат действовать в конкретной ситуации, проводить рефлексивный анализ своей и чужой деятельности, соорганизовывать   разных субъектов территории в единый региональный процесс, осуществлять процессы регулирования местной деятельности. Эти и другие важнейшие качества и профессиональные умения управленческих кадров развиваются путем освоения ими разных типов мыследеятельности и метода проектирования, который используют в обучении менеджеров ведущие университеты мира
Не менее актуальным является вопрос развитие профессиональной деятельности госуправленцев, путем включения их в новую организационную форму образования и освоения практики мыследеятельностного содержания управленческой деятельности, которая имеет осмысленный практический характер.
В этом отношении необходима подготовка кадров, которые будут способны работать в новой управленческой  идеологии, не теряя преемственности  и культуры прежних методов управления.
Для подготовки «управленцев» новой волны необходима новая форма и практика повышения квалификации.
Основные идеи нового содержания образования.
Развития мыследеятельности (МД) как альтернатива предметной парадигме.
Процесс развития МД
 
В процессе обучения слушатели путем специальной организации занятий осваивают  в «живой» коммуникации с преподавателями новой культурный образец мыследеятельностного управления, тем самым развивая в себе способность к мыследеятельности в различных ее формах. Это стержень, вокруг которого формируются другие важные качества управленческой деятельности.


 







семинары
 
                                                                                           Рис.1.


 


Термин  «мыследеятельность» означает, что всякая реальная деятельность выступает как динамичное единство пяти процессов: действия, коммуникации, мышления, рефлексии и понимания. При этом построение каждого из про­цессов и их связей друг с другом осуществляется в конкретной ситуации. Для развития  МД используются разные формы. (см. Рис.1.)
Обучение практической деятельности.
Суть этой идеи состоит в том, чтобы соединить в единый педагогический процесс пять основных видов человеческой деятельности: экономику, политику, социальную деятельность, управление, право, которые имеют важные значения для управления городом. Этот момент имеет принципиальное значение. В советский период предельной рамкой всей жизнедеятельности общества была идеология. Из этого следует один важный вывод, который имеет прямое отношение к нашей теме. В такой ситуации о формировании  политики, социологии, экономики, управления  и юриспруденции, как особых практик человеческой деятельности не могло быть речи, т.к. они не имели теоретической базы и как деятельности не могли развиваться. Говоря другими словами,    эти науки, будучи поглощены идеологическим каркасом, варились в собственном соку и не имели прикладного значения. В настоящее время стоит задача соединения теоретического знания с практической деятельностью. Здесь важно подчеркнуть, что руководителю надо не только информационное знание (это делается ). Ему необходимо понятийное знание, чтобы он, во-первых, мог понимать происходящие процессы, а, во-вторых, организовывать и управлять различными профессиональными практиками (см. Рис. 2.)
 






Учебные предметы
 


(A), (B), (C), (D),  (E)
 
 


Теоретические понятия
Рис.2.

Практическая новизна такого типа обучения состоит в том, что оба процесса запускаются одновременно и обучение принимает характер творческой лаборатории, в которой разрабатываются и апробируются новые виды практик (проекта) для развития города.

Культурно-образовательный аспект.

Для конструирования нового содержания обучения берутся три онтологических объекта точки знания о них, которые составляют  основу построения образовательной программы: Это имеет актуальное значение, так как, во-первых, мы выходим за рамки традициональной педагогики, построенной на естествено-научном знании, которое редуцировалось в соответствующие ему учебные предметы. Во-вторых, понятие объекта носит онтологический смысл, т.е. характер Бытия (онтос), в противовес естественным объектам, чем занимается наука. Социальный объект и самого человека нельзя понять только средствами науки. Эти объекты сложней. Программа состоит из 4 модулей:
1.     Естественно-научный модуль. В этом модуле необходимо дать понятие научного мировоззрения, как основу всех естественных и гуманитарных наук и, во-вторых, продемонстрировать слушателям суть научного метода мышления. Показать проблемы рационализма в XXI веке.
2.     Социальный модуль программы. Социальный объект. Здесь актуально понятие социального пространства, его структуры, условия и противодействие среды в организации деятельности и управления.
3.     Антропологический модуль программы. Это сам человек в различных проекциях. Его сознание, мышление, деятельность. Дается понятие мыследеятельностной антропологии человека.
4.     Социокультурный модуль программы. Понятие культуры. Культурный образец и метод его проектирования.
Технологическое переоснащение управленческих кадров.
Метод проектирования.
Обычно повышение квалификации госуправленцев осуществляется в традиции высшей школе. Но в отличии от студентов руководители имеют профессиональную деятельность и должны решать городские проблемы. Поэтому управленцам необходим другой тип знаний, имеющих прикладное значение. Как соединить процесс обучения госуправленцев с их профессиональной деятельностью?
В настоящее время получил распространение метод проектирования, который применяется в ведущих университетах мира. Схема обучения проектной деятельности носит многослойный характер. На курсы  приезжает слушатель с проектом или он разрабатывает предпроектную идею в процессе  обучения. И этот проект для слушателя становится основой повышения квалификации. В процессе обучения он его обдумывает, обкатывает. Если ему  не хватает каких-либо знаний для реализации проекта, то он уже целенаправленно получает именно те знания, которые ему  необходимы.
Таким образом обучение строится в четырех разных пространствах. См.рис. 4.







 










Рис.4.

Культура.
В современной неопределенной ситуации принципиально актуально знать какую культурную деятельность, в частности управленческую, необходимо осуществлять, чтобы местная власть, имея технологические и интеллектуальные ресурсы, могла проектировать цивилизованные формы жизнедеятельности в городах и селах.
И здесь интересно посмотреть как строят свою деятельность  мэры, не имея культурных образцов и прототипов работы в неопределенной ситуации.
Богатый опытный материал для анализа был представлен на муниципальных слушаниях в докладах мэров, что позволило выделить следующие характерные типы руководителей городов:
а) мэр - административный деятель. Он рассматривает город, поселок, регион как «большой исполком» и действует, исходя из своего прежнего административного опыта;
б) мэры «рыночные».Эти руководители пришли из фирм и несут на себе отпечаток деятельности последних лет. Они считают, что нужно создать рыночные механизмы, законы - и все будет нормально.
в) мэры не определившиеся. Они не имеют ни опыта административной работы в системе управления, ни опыта предпринимательской   деятельности.   Такие   мэры   год-два ориентируются и, в зависимости от обстоятельств, осваивают один из методов работы , указанных выше.
Но управление городом в современных условиях - это не руководство исполкомом или управление бизнесом в фирме. Выделить четкий предмет деятельности местных органов самоуправления является важным моментом городской жизни. Исходя из зарубежного и собственного, украинского опыта организации местного самоуправления, можно выделить четыре основных предмета деятельности местной власти..
1. Публичная деятельность, которая реализуется в формировании имиджа руководителя, в проведении местной дипломатии и коммунальной политики. Основная цель публичной деятельности -это   построение   системы   взаимопонимания;   наведение добрососедских мостов со всеми субъектами и группами влияния территории; устранение нерешенных проблем в социально-экономической жизни города..
2. Административная деятельность.    Основной принцип административной работы реализуется в соорганизации аппарата исполкома, ведомств и служб для обеспечения процессов функционирования городских систем.
3. Регулирующая деятельность. Это особый вид управленческой деятельности, в основе которой лежит механизм изменений сложившихся норм под давлением определенных ситуаций, или наоборот закрепление сложившихся традиций и естественного права людей. Хорошим примером может служить регулировщик на улицах, когда он под влиянием ситуации изменяет схему движения, и тем самым управляет людскими и автомобильными потоками. Экономическое регулирование. В его основе лежит опосредованное, не административное управление экономическими процессами в регионе. Этот тип управления реализуется через систему свобод и ограничений, что, с одной стороны, создает условия и стимулы для хозяйственной деятельности, а с другой стороны — организуется система ограничений для нормализации социальной жизни в городе.
4. Ресурсная политика Организация и проведение ресурсной политики, которая проявляется   в соединении разных ресурсов: властных, экономических, организационных, материальных, интеллектуальных и т.д. в общий городской проект. Основная   цель   ресурсной политики заключается   в   организации   совместной   деятельности   всех заинтересованных и потенциальных субъектов территории, так как участники проекта являются носителями необходимого ресурса. С этой точки зрения, группу людей (команду) надо рассматривать не только как единомышленников, но и как систему ресурсных отношений (интеллектуальных, организационных, материальных и др.), что позволяет решать задачу ресурсного обеспечения региональных проектов. В этом случае   лейтмотивом   ресурсной   политики   становится   фактор Формирования городских команд в целях организации совместной деятельности.
Теперь, если «наложить» выделенные предметы местного самоуправления на реальную деятельность власти в городах и селах, то в общем можно зафиксировать, что реализуется, в основном, первые два типа работы. Два других — спонтанно, по ситуации. Хотя регулирование и проектирование как управленческой технологии на западе является одними из основных практических видов деятельности органов местного самоуправления. Занимается ли у нас местная власть   проектной деятельностью в контексте проведения ресурсной политикой? Практически нет, т.к. руководители не владеют ни опытом, ни технологией новой для них деятельности. То есть мы не знаем как надо работать в неопределенной ситуации и действуем не так как надо, а как умеем. Вернуться к привычному, назад невозможно. А куда и как идти вперед - возникает проблема организации деятельности, т.к. отсутствуют культурные образцы.
Проблема культурного образца.
В этом отношении  обмен  опытом  муниципальной деятельности  разных  городов  и  регионов  имеет профессиональное значение.
Здесь следует сделать одно методологическое замечание. Дело в том, что практика по обмену опытом как правило носит феноменальный характер в жанре рассказа. Что мы сделали или каких достигли результатов. Такой "опыт", безусловно тоже нужен. Но очень трудно в самом рассказе выявить смыслы, образцы деятельности для других. Поэтому наш опыт, не имея механизмов трансляции (передачи в форме культурного образца другим деятелям), как правило негативен. Без методических предписаний, норм и образцов когда не определен сам предмет муниципальной деятельности, мэры вынуждены действовать в логике самоуправства когда понимание и действия не имеют цельного содержания.
Есть два предельных случая взаимосвязи понимания и деятельности. (В   чистом виде они практически не встречаются). Первый тип - это люди, которые понимают происходящие процессы и понимает, что надо делать. Но они не могут перенести способы понимания в конкретную деятельность, т.е. у них понимание "свернуто" в мыслительную конструкцию и не разворачивается в практической плоскости. (На Руси таких людей оскорбительно называли интеллигентами). Другой тип "деятелей", особенно распространенный в наше время это люди с безудержной активностью. Они что-то делаю, развивают бурную деятельность - не ведают, что на самом деле делаю. Не видят последствий как для них самих, так и общества в целом. Соединение понимания и действий в единый полипроцесс и формирует определенную мыследеятельность.
Тогда для нас важно определить какая мыследеятельность стоит за опытом. Это центральный момент понимания культурной работы с различным новациями и вообще с любой активностью.
Таким образом на повестке дня стоит вопрос формирования нового ресурса у руководителей и менеджеров, который сочетает в себе оба аспекта деятельности, - интеллектуально-волевой ресурс.
Наука.
Роль и значение теоретико-методологической работы.
Смысл перевода термина "теория" — целостное охватывание практики. Или по другому, кто целостность происходящего схватывает, тот имеет теоретическое представление, он может быть практиком. Пример Дж.Сороса. Он соединил два разных процесса т.е. – практическую реальность с теоретической действительностью. Пример с землей. Есть реальна стоимость земли и  действительная, т.е. по действиям. Осуществляя некоторые действия, можно реальную стоимость земли увеличить или уменьшить. Проделав эти действия, земля сначала покупается, а потом  продается. На разнице он и сколотил капитал. То есть он осуществил полную мыследеятельность: теоретическое осмысление и реализацию.
Соединить процессы практики и теории. Отсутствие методологической позиции. См. сх. Сазонова.  Онтологический сдвиг. (см. диссертацию)
1. Процесс      теоретико-методологического          осмысления современного опыта самоуправления в Украине приобретает актуально государственное значение. Для этого должны быть     созданы соответствующие структуры, подобрана полипрофессиональная команда и созданы необходимые условия для понимания, обобщения   и трансляции культурных образцов практической деятельности муниципального движения Украины.
2. Мы созрели для такой интеллектуальной работы, постепенно избавляясь, с одной стороны, от инфальтильности и ожидания естественных позитивных изменений, а с другой стороны, от различных мифов и утопий, которые все сделают за нас.
3. Идет процесс формирования современного утопического сознания, которое соединяет в себе лучшие образцы античной и просвещенческой эпох с добавлением ультрасовременных технологий масс-медиа. В итоге формируется новый тип сознания человека ХХ1века -виртуальное сознание. Такое сознание не способно жить в реальном мире, так как реальность никаким образом не отражается в сознание за счет постепенной    атрофии    историко-культурных интеллектуальных функции мышления. Мышление для массового сознания не надо. Формируется особый тип сознания, в нем нет организованостей для  абстрактного мышления, которое подменяется фантазиями, мифами и утопией. Создается совершенно искусственный мир, в котором нет действенного опыта, и профессиональной деятельности.
4. Смена научных парадигм и общественных представления (сознания) - нормальное явление в мире, определяющее его прогресс, несмотря на несомненную болезненность этого процесса. Здесь достаточно упомянуть коперниканскую космологическую парадигму, пришедшей на смену птолемеевской онтологии понимания мира, переход от мифологии к науке, от язычества к мировым религиям. В географии суперсобытием, давшим жизнь новой парадигме, стал переход от карты к глобусу, в политологии - разделение властей итд. В экономике интеллектуальный скачек произошел в результате нового понимания стоимости: от чисто экономической категории Рикардо и Маркса к экономической философской. Когда стоимость понимается как продуктивность человеческого труда: в товаре, интеллектуальный вклад, особые знания и деятельность.
Следствием этого тезиса является достаточно очевидное утверждение: смена общественных представлений   хотя и происходит на субъективном уровне под влиянием   мощных интеллектуальных     прорывов (Сократ, Конфуций Христос, Декарт, К. Маркс), но реализуется только за счет проникновение в массовое общественное сознание. При этом отказ от старой парадигмы не означает отказ от прежней культуры, она живет в нас или на уровне подсознания (общественные архитипы) или в реальной жизни (примеры язычества и др.).
Наука в современной ситуации не в состоянии решить научные, социальные проблемы (В. М №3-4 96 г. стр 7.)
Типы проектирования.
Понятие проекта довольно емкое и имеет несколько значений." В настоящее время в управленческой культуре выделено четыре типа проектирования.
1.  Приватное  или  частное.  Широко  применяется  в  практике предпринимателей и бизнесменов. В этом случае под проектом понимается организация конкретного дела, которое носит, как правило, сугубо частный характер. Субъектом проекта является частное лицо. Проблема: инвестиции.
2. Ведомственное или отраслевое. Наиболее распространенный тип проектирования, который применяют многие развитые страны мира. Пик расцвета этого вида деятельности был достигнут в бывшем Союзе, когда были созданы гигантские отрасли - государства. При ведомственном подходе ситуация проектирования определена и носит в основном технико-организационный характер. Говоря другими словами, в этом случае для реализации проекта имеются соответствующие ресурсы, или известно, где и как их взять. В проекте участвует один субъект - само ведомство. Примеры в нашей ситуации:
естественные монополии, сфера финансов. Проблема: правовая.
3. Социальное проектирование получило развитие после войны, когда сама ситуация требовала разработки масштабных региональных проектов в новой реальности. В этом случае проектирование носит характер изменения социальности по заранее известным образцам. В проекте участвуют многие заинтересованные силы или люди власти и влияния. Проблема: соорганизация людей и ресурсов.
4. Социокультурное проектирование. Это тип проектирования актуален, когда ситуация носит неопределенный характер. В нашем случае - это системный кризис. Наиболее сложный по актуальности для Украины вид проектирования т.к. необходимо создавать носит культурный образец деятельности. Проблема: разработка культурного образца.
В современной украинской ситуации применяются первые три типа проектирования. При этом третий тип проектирования носит масштабный характер, т.к. идет смена хозяйственного уклада и социальных форм жизни.
Заключение.
1. Неэффективность и    критика современных  концепций   и программ. Понятие концепции и программы
Любая концепция носит социально- мифический характер, но она может превращятся в программы при определенных условиях, если будет показан метод или путь. Один из них - широкая коалиция политиков  4  типов:
коммунальные политики, региональные, ведомственные и государственные.
Основное отличие политики от функционера -это умение ставить проблемы и переводить их в задачный режим работы для специалистов и аппарата. Второе это стратегическое, не предметно устроенное мышление и умение их соорганизовать (см. Текст)
2. Тип документа
3. Принципы любой концепции: реальность, реализуемость и управляемость.
Реализуемость - знание о ситуации. Пример   привести. Разделили полномочия, например как на Западе. Что у нас может произойти. По схеме знаний о ситуации.
Реальность. Это вещь и, во-вторых, - это прошлое. Всегда надо исходить из этих положений, оценивая реальность концепции или программы. А она устарела, нет условий . Не та ситуация итд.
Управляемость. Мы или другие. Если другие, то просто ничего не ясно. Тогда это благие пожелания итд.
4. Условия реализации и сценарии.
5.Мир меняется. Идет глобальная перестройка, а тут еще и наша. Понятие реальности и действительности. Переход к системам деятельности. ММК Сорос, Тоффлер
6. Понятие переходности.
Нетрадиционными методами. Вроде знаем ( путано) куда. Вроде знаем от куда( не до конца, но появляются серьезные работы). Но получается парадокс: куда идем, т.е. будущее - методов и механизмов нет - это ведь будущее. Заимствует чужое, но это ведь их прошлое. Из прошлого, т.е. наш опыт, который мы почти все демонстрируем (так   устроен нерефлектирующий опыт. Проблема одна - нет средств, конечно не материальных, а интеллектуальных, технологических и просто профессиональных. А есть разорванное сознание, асистемность мышления, частичные представления и порой странный, но ярко субъектный, взгляд на мир. Из представлений и понимания и строятся наши действия например пишутся концепции это свойственно и авторам данной концепции).
7. Осваивать свои и приживлять чужие. Это особая методологическая работа и здесь роль методологического образования взрослых.
8. Происходящие процессы регионализации требуют по крайней мере понятийной и ценностной проработки этого нового всеобщего процесса.
Теория устойчивого развития., которая основана на региональном подходе и смене устоявшихся представлений о государстве как закрытом обществе.

 



Н.Павлов,      директор Крымского республиканского колледжа управления, кандидат педагогических наук.

В. Князев,      проректор по научной работе Украинской Академии государственного управления при Президенте Украины, профессор.
А. Кучеренко,     народный депутат Украины.

Л. Шремф,     кандидат педагогических наук, академик Украинской муниципальной Академии.



* Культурным образом организации и проведения политики является деятельность по управлению древнегреческими городами (полисами), откуда идут нормы понимания политической деятельности.
* Бесперспективность данного подхода показал О. Шпенглер в своей известной книге «Закат Европы». Феномен умирания культуры, когда она редуцируется в какую либо форму цивилизации, О. Шпенглер исследовал на фактах исчезновения различных мировых культур и целых государств.
[1] В современной публицистике и научной периодике термин «проект» так часто встречается, что он во многом потерял свое актуальное значение, точный смысловой перевод слова – прыжок в будущее.
* Мировые системы Интернет, Макдональдс, финансовые и политические клубы – яркие тому примеры.
* В западных странах современная парадигма власти сложилась из следующих форм: конституционность как верховная власть,  управляемая власть, в форме демократии ( принципы разделения и  публичности )  и духовная власть (религия, ценности, морально-этические принципы, и т.д.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий