четверг, 5 января 2012 г.

африканские колдуны


В начале 80-х годов автору этих строк довелось побеседовать с партийным  работником из Анголы. До того как стать чиновником МПЛА - правящей партии, - он долгое время воевал в составе партизанского отряда. «Я ни разу не был даже ранен, - сказал он мне, - у меня отличный амулет». Он достал из-под рубашки какую-то косточку на кожаном шнурке. «Этот амулет принадлежал еще моему деду. Его дал ему деревенский колдун, и ни у него, ни у моего отца, ни у меня никогда в жизни ничего плохого не происходило. И дед, и отец дожили до глубокой старости и умерли своей смертью. А я уцелел на жестокой войне».
Слышать такие слова от коммунистического функционера было очень странно. На мой недоуменный вопрос о том, всерьез ли он, коммунист, верит в амулеты, собеседник поразмышлял и ответил: «Я понимаю ваше удивление. У вас, в Европе, все по-другому. У вас, если война, люди умирают просто от пуль и снарядов. А у нас, в Африке, никакая пуля не попадет в тебя, если ее не направит злой дух. Мой амулет меня надежно защищает». 
А в 50-х годах в Кении повстанцы Мау-Мау верили, что их амулеты и колдуны превратят пули англичан в воду, и смело шли с луками и копьями против винтовок и пулеметов.
Вообще, для африканцев амулет - вещь крайне важная. Иногда это приводит к серьезным криминальным последствиям. Например, в Малави считается, что для эффективного амулета «мути» обязательно нужны человеческие органы. По данным Ассоциации пожилых людей Малави, за прошлый и нынешний год только в двух районах страны для изготовления «мути» были убиты не меньше десятка одиноких старых деревенских жителей. Мотивы совершения преступлений сомнению не подлежат. У всех жертв вырезаны определенные части тела. Чаще всего это гениталии, грудь, пальцы. Иногда преступники забирали зубы, волосы и даже кожу. Последней жертвой изуверов оказалась 78-летняя Этель Чакома, проживавшая к югу от экономической столицы республики Блантайра. Ее нашли в хижине еще живой, с вырванными глазами, и переправили в больницу. Но несколько дней спустя старушка скончалась.
Бандиты, поставляющие материал для «мути», выбирают одиноких пожилых людей из-за сравнительной легкости достижения цели. Но в безопасности не может считать себя никто. Недавно на севере Малави полиция арестовала двух подозреваемых, которые чистосердечно признались в убийстве девушки. Как рассказали задержанные, они отрубили жертве руки и ноги, чтобы изготовить «мути», призванный помочь им наловить больше рыбы. Не брезгуют страждущие заполучить амулет и раскапыванием свежих могил.
В России несколько лет назад тоже был криминальный случай, связанный с африканской «магией» - хотя и более забавный. Два студента из Африки обманывали доверчивых москвичей своеобразным способом. Человеку предлагалось положить купюру - например 100 долларов - в «старинную африканскую книгу». 
Студенты проводили сеанс «магии» - били в барабан, что-то напевали, делали пассы. А после сеанса клиент получал уже две одинаковые купюры. Студенты брали заранее оговоренное вознаграждение. Если клиент резонно интересовался, почему они таким образом не «размножают» свои собственные деньги, отвечали, что, мол, для себя нельзя - магия не сработает. Только для других. Расчет был верен - проверив деньги и убедившись, что они настоящие, жертва бежала домой и притаскивала «колдунам» все свои сбережения, а если их не было - собирала в долг. И действительно получала вдвое больше, но, к сожалению, фальшивыми купюрами. Как говорится, ловкость рук и немного мошенничества. Конечно, предприимчивые студенты ничего общего с колдунами не имели.
Настоящий колдун - заметная персона в жизни африканцев. Еще Елена Блаватская в одной из своих статей рассказывала об африканских заклинателях дождя, могущих с помощью магии вызывать дождь во время засухи. Сейчас в футбольных клубах некоторых стран существует штатная должность - колдун команды. Перед матчем колдуны соперничающих команд проводят свои обряды. И нередки случаи, когда проигравшая команда просто бьет своего колдуна, который не справился со своими служебными обязанностями. Да что там футбол... Многие главы государств не принимают решения, не посоветовавшись с «придворным» колдуном. В некоторых африканских странах колдуном может стать любой способный человек, закончивший школу колдунов. Он получает диплом народного колдуна, который приравнивается к диплому о высшем медицинском образовании.
Что же касается врачевательских способностей колдунов, то тут вспоминается история об одном из основателей советской африканистики - Иване Изосимовиче Потехине. В 1964 году, когда он вернулся из очередной длительной командировки в Африку, выяснилось, что он болен неизвестной советским врачам болезнью. Всемирно известный ученый был госпитализирован в «кремлевку», где написал просьбу наверх. Он просил разрешить ему выехать в Африку, где его болезнь «сможет вылечить любой деревенский колдун». Наверху обиделись - как же так, наша передовая советская медицина будет посрамлена каким-то африканским колдуном, - и в возможности выезда ему было отказано. Через несколько месяцев Потехин скончался.
Само собой, в этом случае советские врачи просто столкнулись с неизвестной для них проблемой. И легко верится, что Потехин был прав. Африканские колдуны лечили людей тысячелетиями. Как показали европейские исследования состава их снадобий (например, комбинации помета летучей мыши, истолченных корней какого-нибудь местного растения и фрагментов сушеной лягушки), они зачастую содержат компоненты какого-нибудь распространенного лекарства - анальгина, аспирина и т.д. Да, они не всегда спасают людей. Но ведь и современная медицина зачастую бывает бессильна...
Но колдун может не только лечить, но и вредить.
Вот какую историю рассказывает исследователь и ученый Лоренс Гинс, который провел в Африке более 20 лет. Гинс был посвящен во многие магические обряды коренных жителей, но овладел, несмотря на двадцатилетнее обучение, только маленькой частичкой всех знаний африканских колдунов и знахарей. 
Он писал: «Во время экспедиции в глубь материка один из сопровождавших меня аборигенов внезапно сбросил с себя ношу и опустился под деревом. Я спросил его: «Ты что, болен?» Он отвечал мне, дрожа при этом: «Нет больной, я умирать!» И через неполных 60 минут он был уже мертв. Я спросил остальных о случившемся и узнал, что Мгаве нарушил священные правила рода, у которого мы ночевали, за что местный колдун его проклял. Я знаю, что многие из моих соотечественников, с которыми я говорил на эту тему, ничего не слышали о подобном. Мне же было известно, что проклятие со своим фетишизмом, колдовством и страшными, часто жестокими и кровавыми обычаями может коснуться как коренных жителей, так и европейцев. Африканскому колдуну известно много таких вещей, о которых европеец не имеет никакого понятия и никогда за всю свою жизнь не узнает». 
В книге шпионских рецептов немецкой разведки БНД «Top Secret - Schnitzel for Spies» («Совершенно секретно: шницель для шпионов») содержится рецепт агента из Нигерии на предмет того, как избежать воздействия черной магии. Это какое-то непонятное месиво из овощей и рыбьих внутренностей под названием донго-донго. А люди из небольшого племени Центральной Африки умирают, если случайно раздавят паука. Лесной паук - тотем - священное животное, предок и покровитель этого племени. 
Случайно раздавив паука, абсолютно здоровый человек прощается с близкими, ложится в хижине и через несколько часов умирает. Ученые объясняют это психологическим настроем жертвы.
В конце апреля этого года в Замбии молодой человек зарубил топором своих родителей. Этот злодейский поступок был совершен под влиянием местного знахаря, который убедил юношу в том, что его родители на самом деле - колдуны, которые якобы напускают на него порчу. Как сообщил представитель полиции, убийца явно находился в состоянии помрачения разума, когда убивал своих родителей на глазах оцепеневших от ужаса соседей. Молодой человек даже не понял, за что его арестовали, и все время порывался избавить жителей деревни от «нечистой силы».
Несколько традиционных вождей племен предложили президенту Замбии разработать соответствующее положение конституции, которое бы официально узаконило действия по выявлению и ликвидации колдунов. Глава государства серьезно отнесся к просьбе традиционных правителей и постарался их убедить, что не следует принимать данный закон, поскольку это «породит ненависть и отбросит страну назад». 
Но бывают не только трагические случаи, но и комические. В начале 80-х годов Комитет молодежных организаций СССР организовал агитационную поездку на теплоходе по реке Конго. В коллективе, задача которого была продемонстрировать преимущества социализма и вызвать у населения симпатии к СССР, были артисты разных жанров - певцы, музыканты, акробаты. Был среди них и фокусник. Теплоход останавливался в прибрежных деревнях и городках, и артисты выступали перед жителями. Фокусник имел большой успех. Особенно когда вытаскивал из ушей шарики, которые до этого прятал в специальном кармане пиджака. Однажды перед выступлением он на время повесил пиджак на дерево - ждать в нем своего номера было слишком жарко. И в этот момент (по закону подлости) в карман, где лежали шарики, заползла змея. Небольшая - размером с карандаш, но смертельно ядовитая. Во время представления фокусник случайно взял ее вместо шарика и «вытащил» из уха. Змея его не укусила - видимо, была слишком удивлена. Фокусник тоже удивился, не испугался и, не подозревая, что змея крайне опасна (по размерам - просто большой червяк), подержал ее в руках и выкинул. Зрители разбежались. «Могучий белый колдун вытащил из уха смертельно ядовитую змею, держал ее в руках, и она его не укусила». Этот слух опередил теплоход, и потом бесхитростные африканские крестьяне просто боялись приходить на выступления артистов. 
Даже обряд похорон колдуна может отличаться от похорон обычного человека. В племени Мандали тело умершего колдуна оставляют в саванне. И, как утверждают очевидцы, к такому телу не прикасается ни один стервятник.
Африканец живет в мире духов, магии и колдунов. Верить в них не мешают даже привнесенные извне религии - христианство и ислам. Нельзя сказать, что европейцы с этим не боролись. Автор статьи видел в Историческом архиве Мозамбика доклад португальского колониального чиновника в вышестоящие инстанции «О вреде, причиняемом колдунами и знахарями». В докладе говорится о том, что «все туземцы верят в предрассудки, связанные с магией и почитают колдунов, даже те, кто называют себя христианами и ходят в церковь. Они не верят врачам и предпочитают лечиться у своих знахарей... Я считаю ситуацию недопустимой... Мы несем ответственность за души и нравственное развитие бедных туземцев». В конце доклада чиновник предлагает ввести против колдунов административную ответственность в виде штрафа или принудительных работ, а для тех, кто будет упорствовать - лишение свободы. Доклад был написан в 1922 году. Но ситуация не изменилась и по сей день.

Комментариев нет:

Отправить комментарий